© 2024 100
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего и среднего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровьесбережения.
Педагогическая технология начинается с диагностируемого целеполагания, где цели должны быть представлены в действиях ученика или эталонах этих действий; затем образовательные цели трансформируются в адекватные им учебные задачи (обобщенные цели деятельности), предъявляемые учащимся в виде учебных заданий и составляющие основу их учебной деятельности; далее (в различных вариантах) проектируются блоки диагностики; структуры учебного процесса, методического инструментария педагога, организующего его управляющую деятельность, к которому относятся активные методы и средства обучения, методы интенсификация обучения, новые технологии обучения, контроля, коррекции и оценки результата с использованием. В условия, предъявляемые современными требованиями к образовательному процессу, хорошо вписываются известные педагогические технологии, направленные на развитие обучаемого, формирование у него компетенций, необходимых для приобретения знаний, жизненного опыта и социализации. Одной из таких технологий не только на занятиях по русскому языку и литературе, но и в работе целом с обучающимися может и должна стать хрия.
В римский и греческий периоды ораторы отрабатывали качество своей речи с помощью использования хрии. В тот период понятие являлось неоспоримой частью риторического искусства. В период до XIX века в России для обучения школьников в гимназиях, а также в университетах активно вводили различные дисциплины гуманитарного характера, которые были общеобязательны. Латынь и древнегреческий язык должны были знать все, именно поэтому параллельно изучалась и риторика, которая и зародилась благодаря этим языкам. Многие ученики использовали образцы хрии, чтобы преуспеть в риторических навыках, суметь выстраивать свою речь четко и правильно. В качестве альтернативы списанным из сборников готовых сочинений и скачанным из Интернета работам на занятиях по русскому языку и литературе с недавнего времени я использую в своей работе один из методов обучения развитию речи, с помощью которого в классической русской школе оттачивали своё мастерство и М.В. Ломоносов, и А.С. Пушкин, и Н.В. Гоголь. Итак, это составление сочинения-речи по хрии. Хрия – это краткое рассуждение, модель доказательства тезиса (афоризма), в котором развитие мысли происходит в определённом порядке:
1. Приступ (вступление).задача – овладеть вниманием, расположить читателя-слушателя, настроить на восприятие сочинения-речи.
2. Определение (парафразис), или ясное и точное толкование тезиса (положения).Здесь важно то, что учащиеся совершенствуют навык нахождения ключевых слов, работают с разными видами толковых словарей.
3. Причина, объясняющая, почему данное положение верно.
4. Опровержение, то есть доказательство от противного.
5. Сравнение (пояснение мысли сравнением или уподоблением).
6. Пример (подтверждение мысли примером).
На первых порах в качестве примера можно использовать личный опыт в сравнении, откуда взято доказываемое положение. По мере освоения хрии примеры лучше и продуктивнее приводить их из других изученных ранее или прочитанных самостоятельных произведений. Тем самым накапливается аргументация для помощи в написании сочинения-рассуждения на экзамене по русскому языку.
7. Свидетельство (подтверждение данного положения мыслью из авторитетного источника).
8. Заключение (вывод).
Этот метод рассуждения призван дисциплинировать ум через упорядочение речи. В старой школе этому искусству обучали учителя риторики – как изобретать мысли и слова. Причём в дальнейшем одни из теоретиков словесного искусства, выученные риторикой, критиковали эти методы обучения за их схоластику (таковыми были Белинский и Добролюбов), другие отстаивали их творческий характер (как учителя царскосельских отроков Кошанский и Галич), но победили первые, требовавшие словами Тургенева: «Аркадий, друг, не говори красиво». Вот и не говорим, к сожалению.
Таким образом, в переводе с древнегреческого «хрия» - «необходимость, речь по правилам». Со времен Древней Греции, Древнего Рима и до второй половины 20 века хрия использовалась в риторике в качестве формы рассуждения. Обычно оно велось по поводу какого-либо изречения. Готовясь к выступлению, ораторы тщательно прорабатывали построение своей речи на примерах хрии. Само рассуждение в первую очередь ставит перед собой цель-объяснить, доказать или опровергнуть начальный тезис. Это логически последовательные выводы на тему заданного тезиса. Они следуют в определенном порядке, итогом которого и служат заключения по заданному тезису. Хрия как часть структуры присутствует в любых текстах-рассуждениях: публичное выступление, защита дипломной работы или индивидуального проекта, статья в научном журнале или развернутый комментарий в социальных сетях, художественное произведение или устная речь обучающихся, всегда будет прослеживаться построение утверждений, их изменение или развитие, доказательства.
ЛИТЕРАТУРА
© 2024 100