СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный образовательный процесс: основные понятия и термины Статьи на букву "Т" (продолжение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕСТ

ТЕСТ - 1) метод, проба, проверка, испытание, исследование; стандартизованный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок индивидуально-психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами - нормами теста; 2) краткое, обычно ограниченное во времени задание, позволяющее получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств; 3) теоретическая и эмпирическая система высказываний (заданий), позволяющая получить измерения соответствующих психологических свойств; 4) (в психологии) - фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий [24, c. 148; 66, c. 370; 67, c. 396; 80, c. 684; 82, c. 779].

ТЕСТ ВЫГОТСКОГО-САХАРОВА

ТЕСТ ВЫГОТСКОГО-САХАРОВА - методика, предназначенная для исследования мышления, способности формирования понятий; материал методики представляет собой набор объемных фигур, отличающихся друг от друга формой, цветом и величиной [10, c. 65].

ТЕСТ ДИДАКТИЧЕСКИЙ

ТЕСТ ДИДАКТИЧЕСКИЙ (тест достижений) - набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень его усвоения учащимися [10, c. 332; 66, c. 370; 67, c. 397; 80, c. 690; 82, c. 778].

ТЕСТ "ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК"

ТЕСТ "ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК" - проективная методика исследования личности; предложена Дж. Буком в 1948г. Тест предназначен для обследования как взрослых, так и детей, возможно групповое обследование.

Обследуемому предлагают нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводят детально разработанный опрос. Выбор предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты [10, c. 95].

ТЕСТ ОБУЧЕННОСТИ

ТЕСТ ОБУЧЕННОСТИ - совокупность заданий, сориентированных на измерение степени усвоения определенных аспектов содержания обучения [24, c. 148].

ТЕСТ ОТДАЛЕННЫХ АССОЦИАЦИЙ

ТЕСТ ОТДАЛЕННЫХ АССОЦИАЦИЙ - тест исследования креативности как типа мышления, в котором испытуемый должен установить ассоциативную связь между словесными "триадами", то есть найти четвертое слово, которое объединяет по смыслу независимые прежде элементы в единую систему [70, c. 288].

ТЕСТ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

ТЕСТ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ - тест специальных способностей. Предложен И.С. Якиманской, В.Г. Зархиным и Х.М. Кадаяс в 1991г. Предназначен для диагностики уровня развития пространственного мышления. Включает пять субтестов, задания которых требуют от испытуемых в процессе создания образа работы с величиной объектов, их формой, а также оперирования образами, приводящего к мысленному видоизменению положения объекта, его структуры, к одновременному изменению пространственного положения и структуры образа [10, c. 91].

ТЕСТ ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ - ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА

ТЕСТ ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ - проективная методика - исследования личности (предложена С. Деллингер). Стимульный материал состоит из пяти геометрический фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, загзаг и круг. Обследуемому предлагают «почувствовать свою форму» и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: «это - Я» (или ту, которая первой привлекла внимание). Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения [1, c. 6; 10, c. 254].

ТЕСТ ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПЦИОННЫЙ (ТАТ)

ТЕСТ ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПЦИОННЫЙ (ТАТ) - один из перспективных методов исследования личности с помощью набора картин неопределенного и даже противоречивого характера. ТАТ характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных толкований. Каждая трактовка позволяет познать определенные тенденции личности, ее установки, потребности [10, c. 321; 80, c. 685].

ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ

ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ - тест для диагностики личностных особенностей, связанных с пониманием юмора. Относится к тестам оценки юмора, может рассматриваться как проективная методика диагностики мотивационной сферы личности. Предложен А.Г. Шмелевым и В.С. Болдыревой. В предлагаемых фразах отражены следующие темы: 1) садизм; 2) секс; 3) пагубные пристрастия (пьянство); 4) деньги; 5) мода; 6) карьера; 7) семейные неурядицы; 8) социальные неурядицы; 9) бездарность в искусстве; 10) человеческая глупость [10, c. 392].

ТЕСТА СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ТЕСТА СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ - объекты живой и неживой природы, искусственно созданные объекты их изображения разной степени точности, цвета, слова, звуки и символы, выступающие в качестве заданий психологических тестов [10, c. 327].

ТЕСТА ТРУДНОСТЬ ЗАДАНИЙ

ТЕСТА ТРУДНОСТЬ ЗАДАНИЙ - характеристика задачи (пункта) теста, отражающая статистический уровень ее решаемости в данной выборке стандартизации. Вместе с анализом дискриминативности пунктов, внутренней согласованности, характера распределения тестовых оценок анализ трудности заданий теста является одной из базовых процедур разработки и проверки диагностических качеств тестовой методики.

В психологии разделяются субъективно-психологическая и статистическая (объективная) трудности. Субъективная трудность задачи связана с индивидуально-психологическим барьером, величина которого определяется как обстоятельствами (лимитом времени, доступностью инструкции и т.д.), так и уровнем формирования необходимых для решений знаний, умений и навыков, психическим состоянием испытуемого и рядом других факторов [10, c. 349].

ТЕСТАВАЛИДНОСТЬ

ТЕСТАВАЛИДНОСТЬ - показывает, в какой мере он измеряет то качество, для оценки которого предназначен (см. валидность).

ТЕСТАНАДЕЖНОСТЬ

ТЕСТАНАДЕЖНОСТЬ - 1) вероятность отклонения приписываемого объекту значения от истинной его характеристики; 2) характеристика надежности психодиагностической методики, получаемая путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных пунктов (заданий) теста.

Эта интегральная характеристика включает: точность, правильность, устойчивость, валидность, стабильность, постоянство результатов, получаемых с помощью теста [10, c. 201].

ТЕСТАСОПОСТАВИМОСТЬ

ТЕСТАСОПОСТАВИМОСТЬ - означает, что тестовые оценки можно сравнить друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены.

ТЕСТАСОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ

ТЕСТАСОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ - означает соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры общества в случае заимствования теста в другой стране [10, c. 8].

ТЕСТИРОВАНИЕ

ТЕСТИРОВАНИЕ - 1) метод психодиагностики, использующей тесты с определенной шкалой значений; 2) (в педагогике) целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса [80, c. 700; 82, c. 779].

ТЕСТОВ СТАНДАРТЫ

ТЕСТОВ СТАНДАРТЫ - совокупность требований, предъявляемых к тесту как психологическому инструменту измерения и предназначенных для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Наиболее известны «Стандарты для образовательного и психологического тестирования» Американской психологической ассоциации [10, c. 327].

ТЕСТОВАЯ БАТАРЕЯ

ТЕСТОВАЯ БАТАРЕЯ - совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта. Наиболее известными и распространенными в современной психологической диагностике примерами тестовых батарей являются: тест Векслера, тесты интеллекта, тесты способностей, батарея тестов (GATB), тест Амтхауэра, тест структуры интеллекта (TSI) [10, c. 328].

ТЕСТОВАЯ ИСКУШЕННОСТЬ

ТЕСТОВАЯ ИСКУШЕННОСТЬ - индивидуальный опыт обследуемого, приобретенный в ходе выполнения различных психологических тестов. Обследуемый, имеющий значительный опыт участия в психологических тестированиях, приобретает тем самым определенные преимущества перед индивидом, впервые участвующим в подобном обследовании [10, c. 122].

ТЕСТОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ТЕСТОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - совокупность требований, предъявляемых к психологу, осуществляющему психодиагностическое обследование с помощью тестов:

- всесторонность оценки,

- правильное использование теста,

- психометрические знания,

- поддержание принципа целостности результатов теста,

- точность оценки,

- уместное использование норм,

- обратная связь с клиентами на этапе интерпретации данных [10, c. 326; 82, c. 780].

ТЕСТОВАЯ МОДЕЛЬ

ТЕСТОВАЯ МОДЕЛЬ - совокупность стимульного материала теста и правил оперирования с ним, обусловливающая актуализацию определенного вида активности, релевантного исследуемым особенностям.

В ряде психодиагностических методик тестовая модель приближается к реальной (критериальной) деятельности. Это наиболее типично для тестов достижений, тестов критериально ориентированных, тестов специальных способностей [10, c. 329].

ТЕСТОВАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

ТЕСТОВАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ - состояние испытуемого, обусловленное действием разной степени выраженности мотива экспертизы, возникающего в психодиагностической ситуации [10, c. 348].

ТЕСТОВСТАНДАРТИЗИРОВАННОСТЬ

ТЕСТОВСТАНДАРТИЗИРОВАННОСТЬ - определяет идентичность условий в которых они применяются: ситуаций, инструкций, способов вычисления, интерпретации получаемых показателей [60, c. 699].

ТЕСТОВЫЕ НОРМЫ

ТЕСТОВЫЕ НОРМЫ - количественные и (или) качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами измерения. В качестве таких критериев выступают статистические показатели выборки стандартизации, а также различные признаки-симптомы, свидетельствующие о том, или ином уровне выраженности диагностируемых качеств [10, c. 209].

"ТЕСТОВЫЙ" ИНТЕЛЛЕКТ

"ТЕСТОВЫЙ" ИНТЕЛЛЕКТ - показатель уровня умственного развития индивида, критерием которого является набор понятий, терминов и логических отношений между ними, предложенных конкретным тестом. Проявляется при выполнении испытуемыми большого числа тестов, когда результаты тестирования выявляют не умственный потенциал, а особенности прошлого опыта, обученности испытуемого, сказывающиеся на успешности выполнения заданий теста [89, c. 159].

ТЕСТОВЫХ ОЦЕНОК КОДИРОВАНИЕ

ТЕСТОВЫХ ОЦЕНОК КОДИРОВАНИЕ - элемент процедуры обработки данных психодиагностического обследования; применяется в многопараметровых тестовых батареях, опросниках личностных, других методиках, предусматривающих представление результата в виде оценок профильных.

ТЕСТЫ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

ТЕСТЫ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ - тип тестов, предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий. В качестве критерия (или объективного эталона) обычно рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для успешного выполнения той или иной задачи. Это - основное отличие критериально-ориентированных тестов от традиционных психометрических тестов, оценка в которых осуществляется на основе соотнесения индивидуальных результатов с групповыми (ориентация на статистическую норму) [80, c. 693].

ТЕСТЫ АППАРАТУРНЫЕ

ТЕСТЫ АППАРАТУРНЫЕ - методики, подразумевающие применение технических (электронных) устройств разной сложности, позволяющие получать релевантную задаче информацию об обследуемом; широко используются в медицинских исследованиях, дифференциальной психофизиологии (электроэнцефалограф, рефлексометр и др.) [10, c. 330].

ТЕСТЫ БЛАНКОВЫЕ

ТЕСТЫ БЛАНКОВЫЕ - тесты, задания которых предъявляются на специально разработанных бланках обследования, предусматривающих самостоятельную работу с ними испытуемого (групп испытуемых) [10, c. 330].

ТЕСТЫ ВЕРБАЛЬНЫЕ

ТЕСТЫ ВЕРБАЛЬНЫЕ - тесты, в которых материал задач тестовых представлен в вербальной форме. При этом подразумевается, что основным содержанием работы испытуемого являются операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме [10, c. 331].

ТЕСТЫ ГРУППОВЫЕ

ТЕСТЫ ГРУППОВЫЕ - методики, предназначенные для одновременного обследования группы испытуемых; их не следует смешивать со средствами диагностики социально-психологических особенностей групп, коллективов и т.п. [10, c. 331]

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА - методики психодиагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида. (Г. Айзенк, Р. Амтхауэр, Д. Векслер, К. Кос, Дж. Кэттелл, Дж.Равен, Л.Терстоун, ШТУР и т.п.) [67, c. 397; 80, c. 690; 82, c. 781].

ТЕСТЫ "КАРАНДАШ-БУМАГА"

ТЕСТЫ "КАРАНДАШ-БУМАГА" (синоним - тесты бланковые) - коммерческие тесты, которые предназначены для продажи пользователям, как правило, профессиональным психологам [10, c. 337].

ТЕСТЫ КОМПЬЮТЕРНЫЕ

ТЕСТЫ КОМПЬЮТЕРНЫЕ - 1)тесты, предъявление и обработка которых приспособлены к среде ЭВМ; 2) тесты, специально разработанные для реализации условий и возможностей современной вычислительной техники.

На современном этапе развития компьютерной психодиагностики такие тесты, в основном, - компьютерные версии уже известных методик. Чаще всего это различные опросники личностные, реже - тесты интеллекта и др. [10, c. 337].

ТЕСТЫ КРЕАТИВНОСТИ

ТЕСТЫ КРЕАТИВНОСТИ - комплекс методик для изучения и оценки творческих способностей личности (Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Э. Торранс и др.) [10, c. 338; 67, c. 398; 80, c. 692].

ТЕСТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ

ТЕСТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ - методы психодиагностики, предназначенные для измерения различных сторон личности индивида: установок, ценностей, отношений; эмоциональных, мотивационных и межличностных свойств; типичных форм поведения [10, c. 340; 80, c. 694].

ТЕСТЫ ОБЪЕКТИВНЫЕ

ТЕСТЫ ОБЪЕКТИВНЫЕ - вид тестов, данные по которым могут быть оценены независимо от лица, проводящего тестирование и интерпретацию [10, c. 341].

ТЕСТЫ ОЦЕНКИ ЮМОРА

ТЕСТЫ ОЦЕНКИ ЮМОРА - группа тестов личности, направленных на выявление особенностей чувства юмора (А. Робака, Дж. Алмака, Р. Кэттелла и Л. Луборского, Люсса) [10, c. 341].

ТЕСТЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ

ТЕСТЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ - тип тестов, в которых материал задач тестовых представлен невербальными заданиями (составление фигур, геометрические аналогии и т.д.) [10, c. 343].

ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ

ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ - совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов ("незавершенные предложения", "несуществующее животное", "дом-дерево-человек", "нарисуй человека", тесты М. Люшера, Г. Роршаха, ТАТ и др.) [80, c. 695].

ТЕСТЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

ТЕСТЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ - тип методик, ориентированных на измерение или констатацию результата, достигнутого испытуемым при выполнении тестового задания. При этом показатель скорости работы испытуемого не принимается во внимание или имеет вспомогательное значение (прогрессивные матрицы Равена, анкеты, опросники, тесты проективные) [10, c. 345].

ТЕСТЫ СКОРОСТИ

ТЕСТЫ СКОРОСТИ - тип психодиагностических методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) задач тестовых (корректурная проба, таблицы Шульте, тесты интеллекта, достижений) [10, c. 346].

ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ - группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, преимущественно обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. В этом их отличие от тестов интеллекта, направленных на измерение общего уровня интеллектуального развития и валидизируемых по отношению к наиболее широким сферам деятельности. Валидизация тестов специальных способностей осуществляется по отношению к конкретным областям деятельности, и этим они близки к тестам достижений [10, c. 346; 80, c. 699].

ТЕСТЫ СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ

тесты Стандартизированные - тесты, измеряющие индивидуальные показатели по сравнению с популяцией, обладающей сходными характеристиками [60, c. 699].

http://niv.ru/doc/dictionary/educational-process/fc/slovar-210.htm#zag-874

30.07.2023 07:06


Рекомендуем курсы ПК и ПП