СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный старшеклассник. Кто он?

Нажмите, чтобы узнать подробности

В психологической науке накоплен обширный материал о воспитании старшеклассников, их общении со сверстниками и взрослыми, о самовоспитании подростков и юношей. Однако в практической работе обнаруживается, что этих знаний о характерных проблемах, волнующих современных юношей и девушек недостаточно, а иногда они просто не соответствуют сегодняшней реальности. Отношения со старшеклассниками педагогам, родителям необходимо строить, зная социально-психологические особенности современной молодежи. Круг интересов современных старшеклассников широк. Они проводят свой досуг, общаясь друг с другом, слушая музыку, много времени проводят за компьютером, мало интересует их политика, по телевизору предпочитают смотреть музыкальные телепередачи, кинофильмы, телеигры и телешоу. А вот проблема чтения книг, и в первую очередь научно-популярной литературы, в молодежной среде существует, но решать они её не хотят. Самая актуальная проблема, стоящая перед учащимися 10 – 11 классов, – это выбор профессии. Список наиболее престижных и достойных профессий возглавляют юрист, экономист, бизнесмен, инженер, врач, работник МЧС или ФСБ, полицейский. В интересах старшеклассников лидирует компьютер, также осознаётся необходимость общения. А в области здорового образа жизни современное поколение придерживается принципов ЗОЖ и негативно настроено против употребления наркотических веществ, правда, употребление алкогольных напитков признаёт относительно малозначимым. Большинство старшеклассников осознают сложность и неоднозначность явлений сегодняшней социальной действительности и самостоятельно вырабатывают собственную позицию по отношению к ним. Современное поколение более приспособлено к жизни, у них мало иллюзий, они более практичны. В ранней юности процесс формирования личности ещё не завершен, он активно продолжается и дальше. Однако многое из того, что человек как личность приобрел в школьные годы, останется с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу. Главная забота старшеклассников, преодолевших переживания подросткового возраста, – процесс самоопределения, нахождение ответов на вопросы: Кто я? Где моё место в жизни? В чём смысл жизни? Что в жизни самое главное? Чему и кому можно верить? По сути, они решают экзистенциальные вопросы. Готовя мероприятие «Мы – старшеклассники. Какие мы?», мы провели интерактивное занятие с элементами тренинга, когда учащиеся находились в режиме беседы, диалога друг с другом и учителями, а также заочно с родителями. Все присутствующие по желанию поделились на рабочие группы и получили задание составить, сконтруировать современного старшеклассника из личностных качеств, человеческих недостатков, проблем и вопросов. Составляя фигуру условного старшеклассника, все группы учащихся отметили главное своё качество – умение радоваться жизни (вариант – вера в жизнь), а также – вера в себя, уверенность в своих силах, стремление реализовать свои цели. Основными силами, которые поддерживают их в жизни, назвали настойчивость, терпение, оптимизм, желание учиться и дружбу, а негативными, но присущими им и импульсивность, и обидчивость, и эгоизм, и зависть, и агрессивность, и пассивность, и отсутствие желание делать что-то для других просто так. Одна из групп 10 классов отметила проблемы, которые волнуют старшеклассников сегодня, разделив их на две части: школа, экзамены, профессия, бюджет и наркотики, алкоголь, сексуальная распуущенность, клубы. Анализируя работы старшеклассников, хотим подметить, что указали такое качество, как неуверенность в своих силах. Нам, учителям, нужно помнить, что у старшеклассников нет жизненного опыта, это самое главное. Они беспомощны в современном взрослом мире, мире агрессивной информации, и нам нужно помогать им быть сильными, эмоционально выносливыми. Не надо «нависать» буквой Ф: авторитарность ни к чему хорошему не приведёт. Мы должны быть на равных, важно уважение и взаимодействие – и в деловом союзе родится новое отношение и к взрослым, и к миру в целом. Дети не умеют преодолевать трудности, и нужно не давить на них, а поддерживать их. Все группы отметили свою лень или безволие, слабость духа. В переводе на взрослый язык, наши дети инфантильны. Причина этому и воспитание в семье, и массовая пропаганда жить в кайф, наслаждаться жизнью, управлять мечтой и стремиться к успеху. Всему этому учит идеология потребительства, реклама удовольствий и всевозможных услуг. Трудолюбия, терпения, «дорог через тернии» в этом списке нет. К сожалению, надо признать, что в списке старшеклассников вообще не прозвучало слов «любовь к родителям», «доверие к учителям». Родители (по данным опроса в 10 классах) подчёркивают в своих детях такие качества, как желание быстро получить результат, не прикладывая труда, страх перед ЕГЭ, нежелание самостоятельно учиться, поверхностность в знаниях, амбициозность. Но при этом их дети – патриоты, гордящиеся своей страной. В итоге, мы все видим больше старшеклассников, желающих учиться, работать, нет среди них наркоманов, среди них больше желающих быть богатыми, чем бедными, больше придерживающихся нравственных норм, чем безнравственных, больше имеющих ориентиры в жизни, чем безразличных ко всему. И это не может не радовать.

12.12.2017 20:05


Рекомендуем курсы ПК и ПП