Современный учитель – это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инновационная. Педагогические инновации в современной науке понимаются как определённые изменения, которые вносят в педагогическую теорию и практику улучшающие элементы, способствуют процессу обновления педагогической науки.
В этой связи учитель должен всегда на своей работе быть не только исследователем, но и новатором. Он должен не только творчески применять известные педагогические методики и технологии, но и стараться самостоятельно их выводить – из собственной практики.
В 9-11 классах считаю перспективной проектную и исследовательскую деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Реализуя проект, учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности (умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя и др.)
За определённое время учащиеся решают познавательную, исследовательскую либо иную задачи. За последнее время реализованы несколько учебных проектов с использованием презентаций. Среди них
« Воины - интернационалисты города Братска», «Был ли Всемирный потоп?» и другие.
Наиболее приемлемой формой интерактивной деятельности на уроке считаю организацию и развитие диалогового общения. Это ведет взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению задач.
Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Кроме того, интерактивное обучение развивает коммуникативные умения и навыки, позволяет установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучает работать в команде и прислушиваться к мнению своих товарищей. А еще, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников.
Во время уроков истории в 5-7 классах, например, проверка знаний терминов и персоналий может происходить в активной форме: учащиеся делятся на две группы и по команде учителя за определенное время должны написать как можно больше терминов. При этом они по очереди это делают у доски. А затем дают определения терминам противоположной команды. Дух соперничества заставляет писать сложные термины, а чувство команды – не подвести «своих».
В старших классах такой формой деятельности могут быть «дебаты», которые учащиеся с удовольствием принимают, а также дискуссии.
При обсуждении правовых аспектов обществознания предметом группового обсуждения может стать, например, спорная законодательная норма (например об альтернативной военной службе), решение правовых задач. Это способствует становлению личности, формированию гражданской позиции.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, способные к саморазвитию и самообразованию личности, умеющие принять самостоятельные решения, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных, инновационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.