СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сегодня образование должно рассматриваться как процесс и результат целостного становления личности: физического, интеллектуального, духовного. Процесс обучения должен стать лишь одним из составляющих, одним из средств образования человека. Усваиваемые знания и способы деятельности не должны являться самоцелью, а должны стать средством для реализации потребности человека “быть личностью” (А.В.Петровский). Таким образом, главное стратегическое направление образования видится в решении проблемы личностно ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения – познавательская деятельность, – была бы ведущей в системе “учитель – ученик”.
Будущее процветание мира неизбежно связано с творческим мышлением, умением мыслить и находить нестандартные решения ситуаций. Это необходимо, чтобы выжить, добиться успеха и преодолеть жесткую конкуренцию. Поэтому образовательная деятельность должна быть построена как система неких учебных ситуаций, заданий, направленных на реализацию определенных видов деятельности, таких как готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи.
Современная школа должна формировать у учащихся не только целостную систему специальных предметных умений, но и универсальных знаний, а также опыт самостоятельной деятельности, определяющий современное качество образования.
Именно поэтому приобретает все большее значение ориентация на развитие учащихся путем создания определенных ситуаций для формирования умений самостоятельно учиться и добывать необходимую информацию и знания, т.е. на умение учиться самому. Школа не может дать знаний на многие годы, так как они стремительно обновляются и пополняются. Необходимо привить учащимся потребность в постоянном пополнении полученных ранее знаний. А умение учить себя поможет выпускникам школы в реализации своих планов, в повышении квалификации, в плавном вхождении во взрослую жизнь.
Ключевой стала следующая задача – включение специально организованной деятельности учащихся в образовательный процесс на основе использования личностно ориентированных заданий и ситуаций; путем создания их на уроках помочь ученикам раскрыть себя, реализовать свой творческий потенциал. И это дает возможность решения проблемы, потому что при создании личностно ориентированных ситуаций на уроках применяется способ побуждения детей к объяснению новых явлений (предвидение последствий, объяснение неизвестного, построение гипотез и т.д.). Знания учащиеся получают в ходе собственного исследования. Ведь научиться думать можно, лишь размышляя самостоятельно.
Система личностно ориентированных ситуаций – это школа мышления, где каждый может развивать свои способности и качества, вести самостоятельный поиск необходимой информации и эффективно применять ее в новых учебных ситуациях через личное отношение, через высказывание, через диалог.
Роль учителя в этом случае ограничивается функциями “дразнящего собеседника”, заранее знающего ответ и провоцирующего учащихся на движение их мысли по заданной траектории. При таком подходе можно имитировать диалог, делая упор на методические приемы, которые обеспечивают обратную связь с классом. Для создания личностно ориентированных ситуаций используются побуждающие и фокусирующие вопросы, соответствующие различным типам мыслительной деятельности.
Общим моментом всех реакций учителя на высказывания детей становится доброжелательное принятие ответов, несмотря на возможные ошибки. Исправлять ошибки ребенка можно, корректно поправив и выяснив, что он имел в виду.
На этапе интерпретации данных для создания личностно ориентированных ситуаций приемлемыми являются вопросы, направленные на припоминание уже известных данных. Учитель побуждает детей к высказываниям. Все ответы детей принимаются в том виде, в каком они были высказаны, а учитель не должен спешить перевести их в ту форму, которая считается более приемлемой. На данном этапе уместны и фокусирующие, и интерпретирующие вопросы (Как изменится желтый цвет, если добавить красный?) Для обоснования ответов ученикам задаются следующие вопросы: можно ли привести пример, подтверждающий твой ответ? Как ты можешь это доказать?
При подведении итогов целесообразно использовать вопросы обобщающего характера, например: какие выводы можно из этого сделать? Если обобщение детей оказывается чрезмерно широким или общим, применяются вопросы “сужающего” типа.
При создании личностно ориентированных ситуаций на уроках применяется способ побуждения детей к объяснению новых явлений (предвидение последствий, объяснение неизвестного, построение гипотез и т.п.) с использованием общих правил и принципов. Активизации мыслительной деятельности учащихся способствуют вопросы, побуждающие их задуматься о причинно – следственных связях и соотношениях. А при проверке выдвинутых предложений, гипотез, выводов, школьники либо приводят примеры, либо указывают условия, при которых можно произвести такую проверку.
Внешне выраженные мыслительные действия, внутренние мыслительные операции и вопросы, способствующие созданию личностно ориентированной ситуации, представлены в таблице.
Исходя из выше изложенного, мы делаем следующие выводы: применение личностно ориентированных ситуаций на уроках способствует развитию творческого потенциала школьника, создает ситуацию самоутверждения каждого учащегося, помогает ему раскрыть себя и реализоваться как личности, превращает учение в подлинно творческий процесс.
Что же должно объединять учителя и ученика на уроке и во внеурочное время в личностно ориентированной ситуации? Естественно, реальное сотрудничество, партнерство, а не диктат со стороны педагога. При этом не следует забывать, что руководящая роль должна принадлежать учителю: именно он является носителем тех социальных образцов, которые могут быть усвоены учащимися. Без помощи учителя учащиеся не смогут вскрыть ни сущность усваиваемых понятий, ни содержание эффективных методов работы с ними. Еще Л.С. Выготский подчеркивал, что высшие психические функции происходят из высших коллективных форм деятельности, отвечают какой-то его потребности, направлены на предмет, способный ее удовлетворить.
Наши учителя обращаясь к детям, часто предлагают им послушать, посмотреть, запомнить, быть внимательными. Ведь еще И.М. Сеченов писал: чтобы увидеть, надо уметь смотреть, чтобы услышать, надо уметь слушать.
Овладев названными выше умениями, ученик будет сохранять желание учиться. Умение учиться включает в себя действия трех видов: общие, специфические и психологические. Эти действия сначала входят в деятельность учения как предмет усвоения, т.е. ученик должен их усвоить. После усвоения, когда они уже войдут в состав познавательной деятельности учащегося, эти действия могут быть использованы как средство усвоения новых действий и автоматически войдут в состав умения учиться.
Обучение с личностно-ориентированным подходом:
Применение личностно ориентированных ситуаций на уроке требует временных затрат, эрудиции и подготовленности как педагога, так и обучаемого вести беседу. В этом трудоемкость опыта.
В целом же данная технология доступна любому педагогу при условии, что он умеет организовать общение с учащимися через диалог посредством своего предмета.
Личностно – ориентированное обучение это не только способ подачи учебного материала, но еще и кропотливая, сложная, ежедневная работа по изучению личности ученика. Уроки, на которых учащимся предоставлен выбор в способе изучения учебного материала, уроки, на которых учебный материал представлен красочно, интересно, уроки, на которых происходит постоянное общение – обмен опытом между участниками образовательного процесса проходят ярче, лучше усваиваются, больше нравятся обучающимся, что формирует у обучающихся постоянно растущий интерес к предмету и областям применения знаний, полученных на личностно – ориентированном уроке.
© 2019, Боброва Ольга Владимировна 254