СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Многие учителя-практики в своей деятельности сталкивались с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе.
Под проблемными ситуациями в обучении мы понимаем спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.
Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Ситуации могут различаться степенью самой проблемности. Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой человек:
1) сам формулирует проблему (задачу);
2) сам находит ее решение;
3) решает;
4) самоконтролирует правильность этого решения.
Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.
В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:
– проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
– поиск истины (способа, приема, правила решения);
– различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– противоречия практической деятельности.
Напомним пути, которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации:
– побуждающий диалог – это “экскаватор”, который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу
– подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – “локомотив”, движущийся к новому знанию, способу действия;
– применение мотивирующих приёмов: “яркое пятно” – сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), “актуализация” – обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.
Основными условиями использования проблемных ситуаций являются:
Со стороны учащихся:
– новая тема (“открытие” новых знаний);
– умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
– умение определить область “незнания” в новой задаче;
– активная поисковая деятельность.
Со стороны учителя:
– умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;
– формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.
Приёмы создания проблемной ситуации
Тип проблемной ситуации |
Тип противоречия |
Приёмы создания проблемной ситуации |
С удивлением |
Между двумя (или более) фактами |
Одновременно предъявить противоречивые факты, теории |
Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием |
||
Между житейским представлением учеников и научным фактом |
а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”; б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией |
|
С затруднением |
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя |
Дать практическое задание, не выполнимое вообще |
Дать практическое задание, не сходное с предыдущим |
||
а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим; б) доказать, что задание учениками не выполнено |
© 2018, Савина Наталия Николаевна 148