СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание условий для развития творческой активности детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современное время возрастающий поток информации требует от выпускника школы не только обладать знаниями, умениями и компетенциями, но и способностями быстро менять их, ориентироваться в информационном потоке, делать сознательный выбор и ставить цели, принимать самостоятельные решения, проявлять гибкость и креативность в решении жизненных задач, то есть быть творческой личностью. Творческим потенциалом обладает каждый ребенок, но способность к его развитию и реализации зависит от того, как воспитывающий взрослый реагирует на проявление спонтанной активности ребенка. Согласно концепции Э.Фромма «Если влечение к творчеству не получает реального выхода, то возникает тяготение к разрушению», поэтому необходимо создавать благоприятные условия для развития творческой активности детей. Развитие и поддержка творческой активности ребенка как одного из факторов одаренности должна осуществляться как педагогами, так и родителями. Родителям необходимо помнить, что наиболее эффективной сферой творческого развития детей являются учреждения дополнительного образования, в которых главные приоритеты отражаются в принципах: • Свобода выбора; • Развитие индивидуальности; • Раскрытие личных интересов и склонностей; • Построение пространства саморазвития детей; • Ориентация на интеллектуальную инициативу ребенка; • Развитие собственной творческой практики педагогов. Рекомендации для стимуляции творческой активности детей • Создание благоприятных условий для творчества: -обеспечение доброжелательной благоприятной атмосферы; -обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности. -поощрение высказывания оригинальных идей; -использование личного примера творческого подхода к решению проблем; -обеспечение возможностей для упражнения и практики; -предоставление детям возможности активно задавать вопросы; -планомерное обогащение жизненного опыта детей; -совместные (обучающие) игры с детьми, направленные на передачу им игрового опыта; -активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом. • наблюдение за спонтанной активностью детей, отслеживание их индивидуальных проявлений и их фиксация В каждое упражнение на занятиях можно внести творческий элемент, предложив ребенку ответить на следующие вопросы: 1. Постановка перед ребенком проблемы, которая имеет множество правильных решений (например, чем можно рисовать?) 2. Можно ли данный предмет использовать по-другому? 3. Как можно использовать объект, если его изменить? 4. На что похоже это (пятно, рисунок, предмет, цифра и т.д.) 5. Как можно изменить это объект? 6. Что можно использовать вместо? 7. Можно ли изменить роли и сделать их противоположными (добрая или злая Баба Яга, Злая Красная шапочка и т.д.) 8. Игры с цветом, с формой, с объемными объектами, связанные с нестандартным применением. • Занятия строятся так, чтобы у детей была возможность осмыслить, прочувствовать предлагаемый материал, сформировать и выразить свое отношение, поделиться впечатлениями, внести свои предложения. • Важно, чтобы сам взрослый творчески относился к работе и мог создать ситуацию сотворчества взрослого и ребенка. • Преобладают вопросы открытого типа, подразумевающие различные варианты ответов. При этом важно обращать внимание на особенности индивидуальности ребенка, помогая ему осознать уникальность собственного мира. • В процессе занятия какое-то время обязательно отводится спонтанной игре как необходимому условию для развития способности к постановке собственных целей, порождению идей, когда взрослый как бы уходит на второй план. • Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, сделать альбом достижений и т.д. Для ребенка важно, что то, что он делает ценится родителями. Основным условием развития творческого потенциала ребенка является поддерживающая реакция взрослого на спонтанные высказывания и действия ребенка, направление их в русло продуктивной деятельности. Поэтому во взаимодействии с детьми педагог использует такие приемы: — активное слушание (парафраз) – повторение за ребенком его слов также способствует его развитию. В исследованиях психологов была выявлена эффективность этого приема для установления эмоционального контакта, взаимопонимания, личностного роста. Особая важность использования парафраза в работе с детьми с нарушениями, когда дети имеют логопедические дефекты или говорят тихо, нечетко, проглатывая концы фраз. Четкое повторение слов ребенка способствует формированию правильной речи и позитивной самооценки. Один из вариантов – повтор в виде пропевания фразы. При плохом понимании инструкции к заданию можно тоже использовать пропевание. — обращение по имени, иногда в игровом контексте, «теперь Ваше слово, молодой человек» поднимает самооценку ребенка. — позитивную обратную связь, Позитивных оценок должно быть как минимум в два раза больше негативных, а в некоторых случаях нужно вообще избегать негативных оценок. Негативная информация тоже важна в процессе обучения (отрицательный результат есть тоже результат). Но он должна высказываться конструктивно. Например: «у тебя получилась некрасивая буква, попробуй по-другому держать ручку». Важно, чтобы у ребенка не сложилось ощущения, что это навсегда, а что есть возможность это изменить. Нужно показать ребенку динамику его изменений. Причем она не обязательно должна быть всегда позитивная, ведь есть взлеты и падения и это нормально: «ты сегодня хуже (лучше) делаешь, чем обычно». Важно при этом направить внимание ребенка на анализ своей деятельности: «Как ты думаешь, почему не получилось?». Исключение для детей с низким уровнем самооценки, необходимо позитивное отношение, общая поддержка: «Молодец! Получилось», так и оценка: «сегодня ты быстрее справился с этим заданием», важно выразить личное отношение: «Мне, знаешь, что сегодня понравилось». — комментирование действий ребенка. Также для развития рефлексии полезно комментировать, что сейчас делает ребенок: «ты так решил сделать», «я заметила, что сначала, ты хотел положить кубик так, а потом нашел верное решение». — предоставление выбора, который способствует повышению его активности, мотивации, делает его субъектом учебного процесса. Можно предложить ребенку выбрать, например, материал того или иного цвета, задания, которые он будет выполнять, сложность заданий и т.д. Например, «про что ты хочешь придумать предложение?» «Я хочу про то-то и то-то». — использование «Я-высказываний», — смена ролей – общение на уровне «Ребенок-Ребенок», «Родитель-Ребенок» (ребенок в роли лидера), Выделяются следующие стили общения – Контролирующий Родитель, Опекающий Родитель, Взрослый (партнер) и Ребенок. В роли контролирующего родителя - дает задания, направляет, оценивает. При этом он общается с ребенком сверху вниз, говорит с четкой «педагогической» интонацией. Это важно в процессе обучения, но от такой интонации и позиции дети быстро устают и перестают ее воспринимать, а могут и начать сопротивляться, бунтовать. Поэтому долго находиться в такой позиции не стоит. Позиция Опекающего Родителя с интонацией заботливой мамочки важна особенно для легко ранимых детей, нуждающихся в постоянной поддержке. Однако перебарщивать с такой позицией тоже не стоит, так как может развиваться «выученная беспомощность». Для развития личности и познавательной активности ребенка очень важна позиция партнерского общения с ребенком на равных, как с коллегой. Интонация при этом бывает ровной, спокойной, деловой. Дается возможность сделать ребенку свой выбор. Если ребенок дал неправильный ответ, то родитель не просто исправляет ребенка, а предоставляет ребенку самому понять, почему неправильно. Такой позиции также способствует, когда родитель не дает категоричных суждений, а высказывает свое мнение «Мне кажется, что это так» или «Я думаю так. А ты как думаешь?». При таком стиле общения развивается способность к выбору, ответственность, осознанность, саморегуляция.— предоставление самостоятельности; -юмор. Очень важен в работе с детьми юмор. Он не только способствует установлению контакта, созданию доброжелательной обстановки, снятию эмоционального напряжения, но и повышает мотивацию, интерес, отношение к педагогу, развивает творческое мышление, снимает психологические и познавательные барьеры, стереотипы, страх ошибки. -смена деятельности и пространства, Необходимо учитывать такие трудности как низкая работоспособность, повышенная возбудимость или наоборот, пассивность апатия, депрессивные состояния, смена настроения, невнимательность, соматические нарушения и т.д. Поэтому важно менять виды деятельности, позы расположение в пространстве, делать перерывы, разминки, дозировать нагрузку. Не менее важно научить ребенка самого отслеживать и регулировать свое состояние. С этой целью задаем вопросы: «Ты сегодня грустный? Ты зеваешь», «Ты не устала? можешь продолжать работать или сделаем перерыв?», «У тебя болит голова?». Если ребенок зевает или его взгляд блуждает, то можно попросить его «посмотри на меня» — при этом собирается внимание и устанавливает контакт, можно предложить потереть ушки, ладони, умыть лицо (с водой или без), потянуться. Одним из основных механизмов развития является о-со-знание (совместное знание) себя в качестве субъекта творчества. Мы исходим из того, что каждый ребенок обладает творческим потенциалом, каждый пытается по-своему изучить этот мир, экспериментирует, делает свои маленькие открытия, придумывает новые слова, воображает новые миры и т.д. Однако, если эти «творения» остаются незамеченными взрослыми, то дети быстро забывают о них и переключаются на другие мотивы (например, потребительские) и виды деятельности. Если же взрослый обратит внимание на то, что произошло – произошел акт творчества, «открытие» — это что-то очень важное и ценное в нашей жизни и автор этого творения – (Имя ребенка), то тем самым взрослый поможет ребенку осознать себя в качестве творца, субъекта творчества и это осознание будет побуждать ребенка и дальше пробовать свои силы, возможности в различных сферах жизни – будет положена основа формированию главного качества творческой личности – творческая устремленность. Развивать творчество ребенка способен только взрослый, сам не чуждый творчеству. Поэтому необходимо самому самосовершенствоваться, творить, развивать креативность и быть тому примером. Воображение и творческий потенциал – великие дары, которым мы можем доверять и которые можем использовать с большой пользой и огромным наслаждением. И эти дары мы должны открыть для себя вновь, вновь осознать их силу и использовать их эффективно. Существуют некоторые способы для нахождения стимула для воображения и творческого потенциала: 1. Привнесите новые эмоции, мысли и действия в свой обыденный день. Начните «Новый день». Вы возращаетесь домой по одной и той же дороге, совершаете обыденные стереотипные поступки – в «Новый день» попробуйте совершить 10 новых поступков: например возвращайтесь домой по другой дороге, скажите водителю вместо «Остановите, пожалуйста на остановке» — «Будьте добры, остановите на остановке» и др. Подобные изменения позволят вам развивать в себе творческое мышление, разнообразить свою жизнь и сделать ее интересней. 2. Практикуйте навыки наблюдения, которые питают ваше воображение. Уделяя внимание деталям, вы учитесь замечать мир вокруг себя, а заметить его – значит сделать первый шаг во взаимодействии с миром через свои образные и творческие способности. Например, а как вы отличаете один лист клена от другого? Или как выглядит полет птицы? и др. 3. Работайте над развитием всех своих чувств. Какие текстуры и запахи вас привлекают? Например, осеннее время – это самое настоящее время изобилия текстур и запахов: высушенные сорняки и цветы, кора, шуршащие листья и матовая трава под ногами. Какие переживания они у вас вызывают? На что походят? Создавайте ассоциации между разными вещами (например, трава пахнет как… опавшие листья похожи на…): это поможет вам мыслить образами, а образы – те камни, из которых строятся возводимые в вашем воображении здания. Эти картины помогают вам, нетерпеливому слушателю, соединяться с окружающим миром, чувствовать его ритм и связывать его с вашей собственной жизнью и вашим внутренним миром. А еще, следуя этому совету, вы – в качестве бонуса – заметите, что и ваша речь стала более выразительной, ибо образы помогают вам рассказывать истории и излагать мысли. 4. Задавайте себе вопрос: «А что, если?». Ответы укажут вам на новые направления. «Что будет, если ….» (что будет если я мог сделать невиданный космический корабль), «Как будет выглядеть, если я…». Позвольте себе поэкспериментировать, творчески выполнить задачу. Любопытство – существенный элемент в воображении. Воображение расширяет нашу перспективу, включая способы, которыми окружающий мир может говорить с нами или вести нас. Возможно, он ждет, чтобы открыть новую дверь, но мы заперты в знакомом мирке и не чувствуем. что весь необъятный мир открывает перед нами. 5. Позвольте себе элемент игры «День наоборот». 6. Просто делайте то, что считаете творчеством! Творческий потенциал – как мышца: не используя, вы его теряете, но чем чаще вы его используете, тем сильнее он становится. Танцуйте, рисуйте, пойте, пишите, сочиняйте, изобретайте – все это меняет вашу жизнь. 7. Сотрудничайте с творческими людьми, общайтесь с ними, делайте что-то с ними вместе: пишите рассказы, ставьте танцы, путешествуйте и др. 8. Привнесите красок в вашу жизнь. Основными цветами, вдохновляющими нас проявить креативность, считаются оранжевый и желтый. Оранжевый, как говорят, стимулирует творческий потенциал и энтузиазм, а желтый – пробуждает тягу к творчеству, воображение и вдохновение. Красный цвет также используется для активизации вдохновения, энергии, творческих сил. Фиолетовый цвет – отменный стимулятор фантазии, того особого рода творческого мышления, что рождает новые идеи. Однако восприятие цветов у всех индивидуально, и поэтому, основываясь на вашем индивидуальном предпочтении и даже событиях жизни, вы можете испытать творческое настроение под воздействием совсем других красок. Рассмотрите различные цвета и подумайте, как они влияют на вас, какой отклик у вас вызывают, какие рождают мысли, воспоминания каких событиях вызывают. А чтобы войти в настроение, в котором вы сможете выбрать вдохновляющие вас цвета, просто смотрите на мир вокруг вас. В нем уже есть все краски! 9. Позитивный настрой – это самый главный ключ к успеху в любом деле! Создавая необходимые условия для развития и поддержания творческой активности детей мы способствуем реализации задачи, поставленной перед обществом– воспитание детей творческого, умного поколения, способных не только усваивать знания, но и применять их в нестандартных новых условиях, которыми так богата наша современная жизнь.

26.01.2019 18:44


Рекомендуем курсы ПК и ПП