СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно в дошкольном возрасте происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Без овладения ребёнком дошкольного возраста полноценной речью, невозможно успешное обучение в школе. Многие дети по тем или иным причинам отстают в своём речевом развитии и приходят в школу с недостаточно сформировавшейся устной речью, что существенно осложняет весь процесс школьного обучения.
Нарушения речи – достаточно распространенное явление среди детей. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия) и в меньшей степени – функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в дошкольном возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Наше образовательное учреждение осуществляет два основных направления в работе: коррекционно-развивающее и общеобразовательное, причем первое направление является ведущим. Коррекция нарушений речи и других, сопутствующих ему нарушений является основной целью работы педагогов. Для успешного решения общеобразовательных и коррекционно-развивающих задач осуществляется четкая организация пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координация и преемственность в работе логопеда и воспитателя.
Успех формирования правильной речи у дошкольников с ОНР во многом зависит от степени продуктивности процесса закрепления воспитателем у детей речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях. Логопед занимается коррекцией звукопроизношения, развивает и совершенствует речевое общение детей, а воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Таким образом, воспитатель, являясь помощником логопеда, активно участвует в коррекционной работе, выполняя рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребёнком на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Из опыта совместной работы воспитателя с логопедом можно выделить ряд коррекционных задач, которые решает воспитатель:
- закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
- проведение фронтальных занятий по развитию речи (по особой системе);
- пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;
- систематический контроль за, поставленными логопедом, звуками и грамматической правильностью речи детей;
- развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления;
- развитие у детей артикуляционной и мелкой моторики, тесно связанных с речевой функцией.
Воспитатель направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, и обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью.
Работа воспитателя с детьми с ОНР включает в себя:
- обследование познавательной, изобразительной и других видов деятельности детей и установление их соответствия данной возрастной группе;
- проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми по программе и по заданию логопеда в вечернее время;
-создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;
- систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты.
В каждой группе создан, так называемый логопедический уголок, в котором находятся настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и т. д. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.
Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это принцип системности и последовательности, который предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия. Воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.
Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуально-речевых особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их преодоления на логопедических занятиях.
Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя с детьми с ОНР является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи. В связи с этим изменяются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с нарушенной речью. Словесные методы (рассказ, беседа) вводятся позднее.
Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.
Воспитатели создают условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:
- организовывают и поддерживают речевое общение детей на занятиях и вне занятий;
- побуждают внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний;
- создают ситуацию общения;
- формируют навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
- организовывают игры на развитие звуковой культуры речи;
- проводят работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;
- привлекают внимание к интонационной стороне речи.
Отличительными особенностями занятий по развитию речи для детей с ОНР являются:
- проведение занятий в рамках определенных лексических тем;
- изменение задач и содержания занятий;
- максимальное обеспечение занятий наглядным материалом;
- уточнение и активизация значительно большего количества понятий, чем в общеобразовательных группах;
-использование определенной последовательности в видах рассказывания.
Рассмотрим эти особенности подробнее.
Занятия по развитию речи в течении одного месяца проводятся в рамках двух-четырех лексических тем. Такая концентрация внимания на двух-трех темах позволяет детально проработать каждую тему, то есть дать детям большое количество новых для них знаний и представлений; значительно пополнить их словарный запас; сформировать обобщающие понятия; активизировать фразовые высказывания различной степени сложности.
Основная задача занятий – это пополнение, уточнение и активизация словарного запаса. Вторая задача - формирование и закрепление грамматических категорий, изученных на логопедических занятиях. Работу по формированию грамматического строя речи проводит логопед группы, а вот игры на закрепление изученных грамматических категорий включает в занятия по развитию речи воспитатель. Примеры таких игр: «Назови ласково», «Большой, маленький», «Один много», и т.д. Игры подбираются с учетом лексических тем. Третья задача - активизация фразовых высказываний. Составная часть большинства занятий по развитию речи - это ответы детей на поставленные вопросы. Поэтому воспитатель чётко продумывает каждый вопрос. Четвёртая задача - совершенствование связной речи в различных её видах. Пока связная речь детей не сформирована в достаточной степени, воспитатель использует на занятиях только «простые», не требующих развернутых смысловых высказываний, виды работ, такие как чтение сказок, рассматривание объектов и сюжетных картин, пересказ коротких текстов.
Учитывая особенности внимания, мышления и восприятия детей с ОНР, а так же свойственные им речевые трудности воспитатель на занятиях максимально использует различные виды наглядности. Сюда относятся предметы и объекты, игрушки, предметные и сюжетные картины, серии сюжетных картин, диафильмы, фотографии, иллюстрации, рисунки и пр. Кроме предметов, игрушек, картин, дети с ОНР нуждаются во вспомогательных наглядных средствах: схемах для составления рассказов, опорных картинках-сигналах, различных символах.
На занятиях воспитатель уточняет и активизирует значительно большее количество понятий и представлений. Это связано с ограниченностью словарного запаса и знаний детей с ОНР. К примеру, изучая тему «Дикие животные» с детьми массовых групп большинство понятий активизируют, а не уточняют, так как они знакомы дошкольникам уже в 4-5 лет. С детьми с ОНР, даже в 5-6 приходится уточнять и объяснять смысл слов: копыта, лапы, щетина, клыки, пятачок и пр.
На занятиях также используется определенная последовательность во всех видах рассказывания, так как детям с ОНР доступны далеко не все виды рассказывания, используемые в массовых группах. В начале, целесообразно рассмотреть несколько сюжетных картин по лексической теме. Затем можно сравнить предметы по картинкам. Позднее можно провести пересказ коротких текстов. Далее детям будут уже доступны дидактические игры по лексической теме. В конце дети смогут уже самостоятельно составлять описательные и сравнительные рассказы, в которых отразятся все полученные знания и представления.
Таким образом, благодаря координации и преемственности в работе логопеда и воспитателя, успешно решаются общеобразовательные и коррекционно-развивающие задачи при работе с детьми с ОНР.
Автор статьи:
Некрасова Светлана Владимировна
Воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (МБДОУ) «Детский сад № 27» ЗАТО Северск Томской области
© 2024, Алёхина Варвара Дмитриевна 138