Цель: вспомнить и познакомиться с неизвестными русскими играми и забавами.
Задачи:
способствовать расширению кругозора учащихся;
содействовать взаимодействию и взаимопониманию;
развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
развивать активность и самостоятельность;
формировать знания о русских играх и забавах.
Ход игрового мероприятия.
…через детей последующих поколений
детские игры снова повторяются, снова
оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют… Е.А. Покровский.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.
В суете обычных дней.
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Вспомним старые забавы,
Вспомним русскую игру.
Ученикам предлагается вспомнить как можно больше русских игр и забав.
Дети по очереди называют игры и дополняют друг друга.
Игра “Пятнашки”
Начинают игру с выбора водящего, его называют пятнашкой. Все участники игры разбегаются по площадке, пятнашка их догоняет. Кого он коснулся рукой, тот становится пятнашкой.
Правила:
Детям по ходу игры нужно внимательно следить за сменой водящих.
Пятнашка не должен бегать только за одним играющим.
Игра “Третий лишний”
Игроки становятся по кругу попарно, друг за другом. Догоняльщик становится внутри круга, а третий лишний остаётся снаружи. Игра начинается, когда третий лишний встаёт за какой-нибудь парой в виде добавки. А суть игры состоит в том, что догоняла должен догнать и запятнать третьего лишнего. Третий лишний может спастись от погони, если забежит между парами и встанет перед какой-нибудь парой. Теперь в этой паре образуется новый третий лишний – это тот, кто стоит сзади и который должен убежать от догоняльщика.
Игра “Штандер”
Чертим мелом круг, на который встают все участники игры. Выбираем водящего. Он берет мяч и становится в центр круга.
Водящий подбрасывает мяч над головой и выкрикивает имя любого из стоящих детей, который должен поймать мяч и теперь становится новым водящим. Пока мяч в воздухе - дети бросаются врассыпную.
Если водящий поймал мяч с лета, то он выкрикивает нового водящего, подкинув мяч вверх.
Если мяч не пойман, а подобран с земли, то, как только он окажется в руках у водящего, тот кричит: "Стоп!". Тогда все участники должны замереть. Водящий пытается осалить кого-нибудь мячом с того места, где был подобран мяч. Попал - водить будет осаленный. Промахнулся - снова води!
И в том и в другом случае все снова встают на круг и игра начинается вновь.
Игра “Змейка”
Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи играющих выбирают водящим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего.
Правила:
Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась.
Точно повторить движение водящего.
Ведущему не разрешается бегать быстро.
“Вдоль ярмарки во конец
Шёл удалый молодец
Не товар продавать –
Себя людям показать.
“Эй, добры молодцы, выходите,
Свою силу и ловкость покажите”.
Класс делиться на две команды, участники соревнуются в силе и ловкости.
«Подхвати палку» (кто первый поднимет палку с пола; в и.п. ученики стоят друг к другу спиной).
«Третий лишний»
«Вышибалы»
«Цепи-кованы»
Награждение.