СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Подводя некоторый итог вышесказанному, выделим ряд ключевых пунктов, которые необходимо учитывать при запоминании иностранных слов:
1. Успех в изучении языков зависит не от знания особого метода, а от умения воспользоваться технологией, разработанной на его основе.
2. Не мучайте свою память, не учите язык механически.
3. Наша память способна в один присест принимать от 2 до 26 единиц информации.
4. При изучении языка не следует опираться на привычку, на общепринятую логику, на стандартное восприятие мира.
5. Кратковременная память существует не более 30 секунд.
6. Информация сохраняется в кратковременной памяти значительно дольше 30 сек, благодаря неосознаваемой нами циркуляции.
7. После изучения порции слов необходим 10 минутный перерыв.
8. Учить, слова надо только до первого воспроизведения (т.е. когда сможете хотя бы один раз повторить весь список). Не тратьте время на лишнее повторение.
9. Повторять слова надо один раз в промежутке от 10 мин. до 24-30 часов.
10. Единица запоминаемой информации должна быть как можно длиннее (блок слов или словосочетание).
11. Чтобы лишить список слов однообразия, необходимо придать каждому слову какую-либо яркую метку.
12. Слово передаётся из кратковременной памяти в долговременную не через повторение, а с помощью сюжетных картинок.
13. Мы легко делаем то, что совершается непроизвольно, помимо нашего участия. Слова будут запоминаться непроизвольно, если они не будут целью нашей деятельности. Мысленные операции со значением и произношением слова должны включаться в цель.
14. Перед запоминанием нужно настроиться на занятие. Наша психика обладает инерцией. Она не может в одно мгновение перестроиться от приготовления котлет к изучению языка.
15. Запоминаемая информация должна содержать динамичные элементы или ассоциироваться с ними. В противном случае она стирается без следа.
Теперь, когда у нас все перед глазами, мы можем сосредоточенно подумать над пунктом 13: "Запоминание не должно быть целью". В некоторых методах это требование выполняется. Например, в ритмическом методе главная цель не запоминание слова, а повторение его в определенном ритме под мелодию. В сублимационном методе, в котором на человека оказывают воздействия с надпороговой скоростью восприятия, цель заключается также не в запоминании, а в умении сосредоточиться на воспроизведении. Но эти методы невыгодно отличаются сложностью аппаратуры и технологии, которые нельзя самостоятельно использовать у себя дома.
Мы предлагаем в качестве цели мысленно манипулировать словами:
подобрать к иностранному слову сходное по звучанию русское. Например: sleev (рукав, англ. ) - слива; zung (язык, нем. ) - цунами и т.д. Но в этом случае мы манипулируем только со звучанием слова, а в цель должно непосредственно включаться и его значение, перевод. Выполняя это требование, давайте к образованной паре слов припишем еще перевод:
sleev-слива-рукав, zung-цунами-язык и подумаем, как теперь сформулировать цель, чтобы она не совпадала с запоминанием слов. Эксперименты показали, что образ (картинка) размещается в большинстве случаев в долговременной памяти. Значит, надо работать с образами. Но образы у нас имеют только слова родного языка. Значение иностранного слова получает образ только через его аналог в русском или вашем родном языке. Поэтому при запоминании нужно использовать только слова родного языка, т.е. слива -рукав, цунами - язык.
В качестве цели выберем нахождение возможной связи между словами в каждой паре. При этом будем выполнять два требования : отсутствие общепринятой логики (пункт 4) и наличие динамики в связях между словами (пункт 15).В нашем случае это очень просто сделать. Представим, как продавщица в магазине, взвесив сливы, перекладывает их в пустой рукав. Обратите внимание на слово "представляем", которое надо не только проговаривать, а именно представлять, т. к. это позволит миновать кратковременную ненадежную память и работать сразу же с долговременной. Проговаривание связано в первую очередь с кратковременной памятью, поэтому мы его используем только на начальных этапах, если образное мышление развито недостаточно.
Еще раз обратите внимание на динамику: продавщица взвешивает и насыпает. Необходимо представлять, как сливы скатываются в рукав. Большой ошибкой была бы попытка ограничиться представлением спив, неподвижно лежащих в рукаве. При образовании нескольких тысяч подобных нединамичных структур наша статичная структура исчезнет как дым. Создание структур отвечает требованию пункта 11. Необычное отношение между словами является очень яркой, эмоционально окрашенной меткой. Каждое слово в списке становиться индивидуальным, отличным от друг их.
Хотя динамическая структура хранится в памяти практически неограниченное время, нам она требуется как молоток при забивании гвоздя для картины. Мы забили гвоздь в стену (запомнили ассоциации двух слов) и отложили молоток в сторону. Теперь сделаем то, ради чего мы совершили всю эту работу (в дальнейшем ассоциирование по мере развития навыков будет занимать у вас не более 3-5 сек.). Мы пытались запомнить слово sleeve, благодаря сходному звучанию мы быстро переходим от этого слова к русскому "слива", Эта связь хранится в кратковременной памяти, именно она и составляет самое слабое звено в нашей цепочке. Количество именно этих связей как единиц информации и не должно превышать 26 единиц в "порции" слов (количество структур может быть неограниченным; это несоответствие в дальнейшем учитывается в методике). Слово "слива" благодаря же стойкости придуманной структуры приводит нас к переводу - "рукаву". Таким образом, основные наши усилия сосредоточены не на запоминании слов, а на создании структуры. Вы сами сможете убедиться, как эффективно начнет работать непроизвольное запоминание.
Как показали занятия, проводимые с изучающими иностранный язык, подобные операции вызывают на первых этапах затруднения, усугубленные кажущейся непродуманностью, "несерьезностью" и т.д. Многие в процессе ассоциирования начинают испытывать дискомфорт от того, что окружающие внимательно слушают их "глупость", в действительности, умение сочинить такую "глупость" говорит о вашем нестандартном, творческом уме.
Ассоциирование - это творческий процесс. Необходимо настраиваться на предстоящее занятие. Можно применять такие формулы: Я очень хочу выучить язык. Я буду стараться. Я буду очень стараться. Я хочу запомнить слова. Мое мышление очень гибкое.
Итак, мы придумали для иностранного слова структуру, сделали ее необычной, динамичной, образной. Но при изучении, особенно е первое время, одного образного представления, как правило, недостаточно. Нас больше учили управлять своей речью, нежели образами. Поэтому через некоторое время, которого явно недостаточно для того, чтобы структура выполнила свою функцию и только после этого исчезла, образы начинают стираться. Это происходит потому, что образ того или иного слова, как правило, не имеет какой-либо одной привязки. Слово может использоваться с различными оттенками, в различных контекстах. Оно испытывает влияние других слов и изменяет свой смысл в зависимости от окружения. Поэтому на первых порах слова лучше объединять в группы по 7-10 штук в каждой группе на основе СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ картинки с концентрированным смыслом. Лучше всего брать картинки из юмористических журналов. Если под картинкой есть слова, то их необходимо обязательно оставить с картинкой, чтобы сохранить единый смысл и значение. Вырезанную картинку лучше всего наклеить на перфокарту или в тетрадь. Рядом с ней выписать триады слов (иностранное - сходное по звучанию - перевод).
Образы и структура легко запоминаются, поэтому фиксировать их письменно не следует. Изображения при условии, что они имеют четкий необычный смысл, сразу же проникают в долговременную память. Поэтому, спустя даже несколько лет мы сможем мысленно осматривать картинку (сканировать) со всеми деталями и вспоминать те 7-10 слов которые мы выучили с ее помощью. Такая блочная система позволяет избежать "давления" слов по разным контекстам. Блок слов, содержащихся на картинке, представляет собой единицу информации. Следовательно, за один урок можно усваивать от 2 до 26 картинок, в результате чего мы в 7-10 раз увеличиваем естественные возможности памяти. В дальнейшем, когда будет изучен базис иностранного языка, слова можно изучать прямо по словарю. Открываете первую страницу, берете слово, образуете структуру, делаете пометку карандашом (записываете сходное по звучанию слово - это необходимо для подстраховки, т. к. на кратковременную память надежда маленькая) и слово останется у вас в голове до конца жизни. Однако при таком способе плотность информации падает, и вы можете за один урок запомнить не более 25 слов. Но этот недостаток можно компенсировать увеличением числа уроков, которые должны следовать друг за другом с перерывом не менее 10-15 минут.
Запоминание слов с помочью картинок выгодно отличается еще и тем, что вы можете не тратить время на повторение, так как это можно сделать в дороге на работу или домой, в очереди за пивом, в автобусе и т.д. Достаточно только вспомнить картинку и «выбрать» из нее все слова со структурами. Согласитесь, что это абсолютно невозможно, если слова у вас оформлены списком. Вы будете усиленно морщить лоб и вспоминать, какое слово должны были запомнить, но ни за что это не сделаете, пока не загляните в список. Выход один – учить с помощью картинок.
Изучая первые 3-4 тысячи слов, вынуждены будете их повторять несколько раз для того, чтобы закрепить их в долговременной памяти и освободиться от выполнившей свою функцию структуры. На пятой тысяче, как правило, возникает особое ощущение - уверенность в своей памяти и с помощью этого метода слова начинают запоминаться с первого предъявления.
Но не отчаиваетесь, если этого не произойдет на 6 или 10 тысяче, это не связано с интеллектуальными способностями. На первых порах повторение лучше всего организовать следующим образом: Первый раз - через 10-20 мин. (но вполне допустимо и через 2-3 часа и даже 12 часов) после мысленного создания структур; при этом смотреть надо либо на русский перевод, либо на иностранное слово и воспроизводить всю структуру даже в том случае, если вам кажется, что вы уже можете обойтись без нее; в дальнейшем первое повторение можно опустить и переходить сразу ко второму через 24 часа. Второй раз - на следующий день через 24-30 часов; если удалось воспроизвести не все структуры, созданные вами, то их повторяют еще раз на следующий день; При повторение лучше смотреть только на картинку, отыскивая на ней необходимые слова.
Если не удалось вспомнить все структуры и на третий раз, их надо отложить до окончательного повторения всех структур данной порции слов, которое проводится через 1-6 месяцев (оптимально через 2-3 месяца). Не надо пугаться такого срока. Вы сможете вспомнить слово и через 1-2 года, даже если ни разу не встречались с ним в этот период. Это одно из существенных достоинств метода: изучая язык, мы можем не бояться, что он окончательно забудется от долгого неупотребления.
Последнее повторение является основным и решающим. Вся ваша грандиозная работа выполнена зря, если вы не сделаете этого последнего шага. В большинстве случаев, через 1-6 месяцев, вы, возможно, будете очень смутно помнить структуры, если не сталкивались с соответствующими им словам в этот период. Это происходит из-за интерференции структур, из-за естественных процессов забывания, усиливающихся несоблюдением описанной технологии даже в мелочах (динамичность, нелогичность, образность, периоды отдыха и запоминания, настройки и т.д.). Поэтому последнее повторение лучше разбить на две части: 1-й день - вспоминаем по своим записям структуры; 2-день - повторяем их, глядя только на картинки (а если только по словарю, то смотрим только на перевод или иностранное слово). Если при последнем повторении вы вспомнили и перевод слова, то восстанавливать всю структуру не надо. Она выполнила свою функцию и отмерла. У вас должно возникнуть новое ощущение, когда из глубины памяти, вашего сознания, даже помимо вашей воли в ответ на слово родного языка будет "выплывать" его перевод. Это сопровождается чувством легкой растерянности, замешательства, неуверенности. Но после того как вы убедитесь, что "всплывает" нужное слово, а не случайное, это пройдет, Если между изучением языка (для этого достаточно 7-8 тыс.слов) и его активным использованием прошло много времени (от 1 до 3-4 пет), то слова снова могут забываться. Но это забывание в корне отлично от забываний при механическом запоминании, когда слова стираются без следа. В нашем случае слова исчезают из памяти не насовсем, а как бы переходят в подсознание, из которого мы можем их извлечь, заглянув в записи. Для такого повторения на каждую 1000 слов без особого напряжения затрачивается около 1 дня.
Сначала все операции по запоминанию одного слова, включая все повторения, создание структуры, поиск эквивалентов, записи в словаре или в тетради тратится 2-3 мин. В дальнейшем время сокращается до 30 -60 сек. Если у вас есть учитель, хорошо знающий иностранный язык и этот метод, то скорость легко возрастает до 100 слов в час (все цифры проверены экспериментально).
© 2018, Дворядкина Лариса Николаевна 478