СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Россия - великая страна. Её история очень насыщенна и богата. Мы гордимся нашими соотечественниками, которые делали новые открытия в различных отраслях науки и культуры, воевали за свободу нашей страны, не давая противникам разрушить и разграбить её. Однако, в каждой стране есть и мрачные страницы истории. Исключением не стала и Россия.
1920е-1950е годы прошлого столетия оставили не самые лучшие воспоминания в российской истории. Этот период связан с ссылками, тюрьмами и казнями. Были разрушены сотни и даже тысячи семей: дети оставались без родителей, становились беспризорными, и могли рассчитывать только на себя; запрещалась переписка с родными, утрачивалась любая связь, в связи с этим, люди теряли всех своих близких.
Репрессии- это карательные меры, применяемые государственными органами против политических противников. Поводом для развертывания массовых репрессий стали события 1 декабря 1934 года. Тогда в Ленинграде убили члена Политбюро ЦК ВКП(б), первого секретаря Ленинградского губкома ВКП(б) С. М. Кирова. В результате был введен особый порядок рассмотрения дел о террористических актах и организациях. Его специфика заключалась в том,что приговор должен был быть вынесен в течении 10 дней, дела слушались без участия прокурора и адвоката, приговоры о расстреле приводились в исполнение немедленно после их оглашения, а также запрещались просьбы о помиловании. По всей стране создавали лагеря для содержания людей, заключенных по политическим мотивам. Люди осуждались даже из-за ложных доносов, никто даже не проверял правдивость этих обвинений.
Отрезок времени с 1937 по 1938 год стал самым кровопролитным в истории государства. 5 июля 1937 года Политбюро приняло решение, что жены и дети «врагов народа» тоже должны быть «наказаны». Жен арестовывали и направляли в лагеря минимальным сроком на 5 лет, а детей отправляли в лагеря-колонии НКВД либо в детские дома особого режима.
Под сталинские репрессии попадали представители самых разных групп населения. Это работники госаппарата, обкома партии, председатели колхозов, деятели литературы, искусства, культуры, науки и образования, простые рабочие и крестьяне, священнослужители. Преследованиям подвергались за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. Наиболее известны имена деятелей искусства, советских руководителей и военачальников. О крестьянах и рабочих часто известны лишь имена из расстрельных списков и лагерных архивов. Они не писали мемуаров, старались без необходимости не вспоминать о лагерном прошлом, их родные нередко отказывались от них. Наличие осужденного родственника часто означало крест на карьере и учебе.
Наверно, нет таких семей, которых бы не коснулись репрессии. По статистическим данным по политическим статьям было отправлено в лагеря около 5 миллионов человек, из них более миллиона человек было расстреляно. Также, ликвидировано более миллиона семей и выслано более двух миллионов ни в чём не повинных людей.
Оценивая исторический путь, пройденный Советской Россией, и нисколько не умаляя революционной активности трудовых масс, необходимо помнить, что бюрократически-централизованная система управления препятствовала развитию страны. Передовые мысли, творческие начинания, критические высказывания резко и грубо пресекались, что в итоге приводило к массовым репрессиям. Это касалось любой отрасли жизни в стране, в том числе промышленности и сельского хозяйства. Репрессии не обошли стороной и Воронежский край. Воронежцы во всей трагической полноте испытали на себе сталинизм. Воронежской прокуратурой с 1989 по 1991 г. было пересмотрено более 18 тысяч дел, по которым реабилитировано свыше 22 тысяч человек, необоснованно репрессированных в 30 х-начале 50-х годов. Из них 3327 человек было приговорено к расстрелу и более 13 тысяч к различным срокам заключения так называемым особыми совещаниями ОГПУ — НКВД — МГБ, то есть во внесудебном порядке.
Среди осужденных в годы сталинизма государственные, партийные и комсомольские работники, крестьяне и церковнослужители, ведущие инженеры и конструкторы крупных воронежских предприятий, рабочие.
Репрессии тяжело сказались на положении трудового крестьянства. Деревня голодала. Сталин требовал быстрейшего завершения социалистических преобразований в сельском хозяйстве. А между тем немало было крестьян, которые еще колебались, сомневались и не сразу решились вступить в колхозы. По отношению к ним с начала 30-х гг. применялись настоящие карательные меры. Их раскулачивали и выселяли в Сибирь, на Урал, на север — в Архангельскую область, на Кольский полуостров.
К примеру, в Воронеже только с 1989 по 1991 годы правоохранители пересмотрели 18 тысяч уголовных дел, по которым судили граждан во времена железного Кобы. В результате 22 тысячи наших земляков были реабилитированы. Как оказалось, из этих граждан 3 тысячи 327 человек были расстреляны. А еще 13 тысячам репрессированным приговоры выносились во внесудебном порядке. вот один из примеров-
Полозова Мария Николаевна родилась в Воронеже в 1901 году, дочь рабочих, с 15 лет была работницей на заводе, в 1917 стала комсомолкой, а в 1925 году связала свою жизнь с партией. Но, с 1936 года, она начала подвергаться различным неправомерным испытаниям со стороны властей.
В своем заявлении в КПК при ЦК КПСС она писала: «В январе 1936 года я была исключена из рядов КПСС в г. Воронеже с формулировкой «За сокрытие принадлежности мужа к троцкистской организации», и за хранение и распространение троцкистской литературы. После этого в течении 21 года, я беспрерывно добиваюсь, как через местные органы, так и через Центральные партийные учреждения, пересмотра моего дела и возвращения в ряды родной Коммунистической партии. До 1957 года все мои заявления хотя рассматривались, и без моего участия, тем не менее, формулировки обвинения изменялись, и в конце концов, на мою апелляцию к XVIII Всесоюзной конференции по решению Партколлегии при ЦК КПСС от 29 апреля 1941 года осталось только : «Хранение троцкистской литературы»
Однако, ОБКОМ КПСС всё таки не нашёл оснований для восстановления Полозовой в партию. Она не отрицала, что в личной библиотеке её мужа оставалось несколько томов из сочинений Троцкого, но, по её словам, этих книг она никогда не читала, а в 1935 году уничтожила их. Мария Полозова отрицала то, что она следовала взглядам Троцкого: «Я же заявляю с полной ответственностью и откровенностью, никогда не разделяла троцкистских взглядов, никогда не проявляла колебаний по вопросам генеральной линии партии, а в практической жизни и на работе всегда проводила политику партии, указания партийных съездов и решения ЦК партии»
Для неё партия была важной частью жизни. Мария Николаевна безраздельно признавала решения съездов партии, а также являлась борцом за социализм, за дело установления Советской власти. Именно поэтому Полозова, которая хотела закончить жизнь в рядах Коммунистической партии, так добивалась восстановления в ней.
Ветер репрессий застиг её 26 апреля 1951 года, тогда она была арестована и находилась под следствием до 20 октября 1951 года. Можно заметить, что срок нахождения ее в местах лишения свободы был относительно короткий.
Она всеми силами пыталась доказать свою невиновность. Так, она писала множество жалоб и заявлений, где женщина просила о пересмотре её дела.
28 апреля 1953 года МВД СССР выдало Полозовой справку о том, что она отбывала наказание.
Уже при правлении Н.С. Хрущева, женщина также пыталась всеми силами отстаивать свою невиновность.
Из жалобы, написанной 12 сентября 1956 года, генеральному прокурору СССР товарищу Руденко: «26 апреля я была арестована в г. Москве органами МГБ и решением особого завещания МГБ от 20/Х -1951г. приговорена в исправительно-трудовые лагеря сроком на 5 лет за « антисоветские разговоры». Эти решения незаконны и несправедливы, я никогда ни с кем не вела антисоветские разговоры и невиновна перед Советским государством».
Насколько известно, людей арестовывали за абсолютно любые обвинения в их адрес. Так было и с Марией Николаевной, ведь её арестовали из-за данных двух «лжесвидетельниц»- Зубковой и Сафоновой. Они подписали на неё ложные показания о том, что она якобы имела с ними разговоры на политические темы и высказывалась в антисоветском духе.
На этих сведениях и был построен весь материал по её обвинению в антисоветских разговорах.
Также, в жалобе она писала: « Следователь и прокурор не дали мне возможности познакомиться с моим делом, подгоняя меня скорее подписать, дав мне всего 5 минут на ознакомление дела».
Получается, органы МГБ создали искусственное дело, подтвержденные ложными фактами. Но для чего это было нужно? Сама женщина отвечает на этот вопрос так: « В 1935 году был исключён из партии мой муж Полозов К.Н., коммунист с апреля 1917 года «За связь с троцкистами». Затем в 1950 г. муж был арестован в г. Москве и осужден Особым Совещанием. После ареста моего мужа последовал и мой арест и осуждение».
1 февраля 1957 года её осведомили о том, что её дело прекращено за недоказанностью обвинения.
Но, несмотря на реабилитацию, и последующие заявления, поступившие от неё Аджубею и Школьникову, партии её так и не восстановили.
Не менее интересен вопрос: «как и где проводились расстрелы, где прятало свои жертвы местное Управление НКВД?» До сих пор миллионы людей не знают, где зарыты их родители, деды и прадеды. А это, по моему мнению, достаточно важная тема.
Самое большое захоронение, которое было обнаружено в 1989 году, под Дубовкой. Всего с 1989 года и по 1992 год,с целью перезахоронения в братские могилы, было вскрыто 24 расстрельные ямы, где обнаружены человеческие останки 924 человек.
Непосредственно под Воронежем было обнаружено еще несколько захоронений. По рассказам воронежских старожилов, большое захоронение находится за лесотехническим институтом, в районе турбазы и детской областной больницы. По Задонскому шоссе, за областной больницей, существовал стрелковый тир, и там по ночам работники НКВД закапывали тела своих жертв. Есть сведения о захоронениях на Левом берегу в районе теперешнего детского парка «Алые паруса».
Также, в Воронеже немало мест, где проводились расстрелы.
Некоторые воронежцы вспоминают тюрьму ОГПУ как длинный кирпичный сарай. Она находился до 1933 года в здании по улице Дзержинского, 8. В подвалах ОГПУ и в тюрьме проводились расстрелы. Если пройти под аркой кинотеатра «Спартак», то в левой части сквера можно увидеть это ужасное место. Пройдя сквер, можно выйти на улицу Володарского,60, на которой стоит сохранился дом № 70. В 30х годах прошлого столетия здесь жили сотрудники УНКВД. В архивных делах подробно написано о том, что во дворе этого дома находился склад конфискованных при арестах вещей, а также известно, что в подвалах этого здания проводились пытки и расстрелы.
Но, самое страшное место-это внутренняя тюрьма УНКВД, находившаяся по во дворе управления и имевшая вид круглой башни.До наших дней это «окровавленное» здание не сохранилось.
В апреле 1991 года, издав Закон о реабилитации репрессированных народов, государство признало свою вину перед гражданами за преступления того режима. Стали оформляться справки о реабилитации, выплачиваться компенсации за пребывание в лагерях и за незаконно изъятое имущество. В каждом районе образованы комиссии по восстановлению прав реабилитированных, которые помогают пострадавшим восстановить их честное имя.
Все меньше и меньше остается на земле бывших узников ГУЛАГа. Они окружены вниманием и заботой государства, им обеспечены разного рода льготы и гуманитарная помощь, но некоторым социальным льготам ещё жертвы сталинского террора до сих пор еще не приравнены к инвалидам и участникам войны.
30 октября - День памяти жертв политических репрессий. В этот день проходят траурные акции и памятные мероприятия, посвященные памяти людей, погибших и пострадавших в ходе политических репрессий, вспоминают всех, кто был подвергнут политическим репрессиям за свои убеждения по национальным, социальным и другим признакам и стал жертвой произвола тоталитарного государства. Событие отмечает все население страны. Эту дату установило не правительство, а узники, так как 30.10.1974 г. была проведена совместная голодовка узников мордовских и пермских лагерей. Впоследствии такие же голодовки проходили ежегодно 30 октября, а начиная с 1987 года, стали проводить в городах и демонстрации.
Также, в России во многих местах установлены памятники жертвам политических репрессий. В нашем городе тоже есть такой памятник. Установлен он в Дубовке, на месте проведения расстрелов.
Мы обязаны знать и разбирать беспристрастно свое прошлое. Человек споткнувшись, всегда оглядывается, чтобы узнать причину своего падения и избежать её повтора. Исследование темы репрессий нужно для напоминания людям о тех трагических и страшных событий, которые происходили по всей России, а также это своеобразный вклад в восстановление справедливости.
© 2020, Овчинникова Елена Михайловна 700