СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Обсуждая проблемы российского образования, нельзя обойти вниманием очередные инициативы министерства образования и науки РФ, касающиеся подготовки педагогических кадров. В конце декабря глава ведомства Дмитрий Ливанов сообщил о том, что специалистами министерства разработан стандарт профессиональной деятельности педагога. «Мы с большим удовлетворением можем сказать, что стандарт состоялся, он готов и заработает как нормативный документ уже с 1 января 2015 года, - отметил Ливанов. - Он отвечает всем требованиям, которые сегодня предъявляет общество профессии учителя». Министр уточнил, что стандарт уже прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции.
Внимательно прочитав стандарт, мы обнаружили, что он предусматривает неправомерно высокие требования к сегодняшнему (обращаем внимание на этот факт) педагогу. Это и обязательное знание любым учителем хотя бы одного иностранного языка, чтобы вместе с учениками уметь пользоваться иноязычными источниками информации, свободное владение компьютером, чтобы иметь возможность проводить видеоконференции, вести дистанционные видео-уроки, общаться в соцсетях, и, наконец, умение работать с различными категориями учеников – с одаренными, с теми, которые занимаются по инклюзивным программам (совместное обучение здоровых детей и с особенностями развития), с теми, для которых русский язык не является родным, с теми, которые считаются социально запущенными детьми и пр. Последнее требование подразумевает знание практической психологии, владение на высоком уровне приемами психодиагностики, а также хорошими навыками методической работы для составления индивидуальных программ для конкретного ученика. Стандарт дополнен расширенным списком ИКТ-компетентностей и психолого-педагогическими требованиями к квалификации. Отдельно выписаны требования к учителям русского языка, которые – внимание! – обязаны будут «вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры», и математики и информатики, которые, в свою очередь, должны будут оказывать «содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания». И это только отдельные требования среди многих прочих.
Теперь о форме, т.е. о языке, на котором написан профстандарт, напомним между прочим, учителей, которые по определению отличаются грамотностью. Цитируем. Предполагается, что учитель русского умеет «осуществлять квалифицированный (по скорости, безошибочности и используемым приемам) текстовый ввод», что в переводе с чиновничьего на русский означает, что он печатает на машинке или клавиатуре ПК. Еще он умеет определять «вместе с учащимся, его родителями предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития». Перевод может быть свободным. В свою очередь, математик обязан «обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс», что означает всего лишь организовать «понимание учениками формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения». Еще несколько «перлов» дословно и без комментариев. «Профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации»; «Знать представление о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений»; «Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства». И напоследок ряд однородных членов, в который «для обсуждения с обучающимися» на равных включены «образцы лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы(!)». Как так?
И, наконец, о главном – зачем нужен стандарт и как он будет реализовываться на практике. Профстандарт педагога применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Именно так кратко звучит ответ на вопрос, «Зачем нужен профессиональный стандарт педагога», сформулированный в документе.
Другими словами, стандарт будет использоваться при отборе кадров на работу в школу, при аттестации учителей и оценке их работы. Но, как совершенно справедливо отмечают критики проекта, по всей стране едва ли наберется даже несколько процентов учителей, отвечающих требованиям, прописанным в нем. Они утверждают, что для достижения целей, которые Минобрнауки заложило в документ, необходимо, чтобы в стране сменилось несколько поколений учителей
© 2016, Березная Екатерина Сергеевна 1158