СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. Формирование информационной компетенции через использование ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) в процессе обучения математике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья. Формирование информационной компетенции через использование ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) в процессе обучения математике.

    Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что учащиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни.

     Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.   В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов. Но я акцентирую внимание на двух коллекциях. Это:

-Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru); ФЦИОР

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).ЕК ЦОР. 

Использование ЦОР в процессе обучения математике наряду с предметными результатами способствует  эффективному формированию информационной компетенции, общепредметной компетенции, связанной с математическим моделированием.

Важными следствиями активного использования ЦОР нового поколения в школьном математическом образовании станут:

  • переход от репродуктивного процесса обучения к активно-деятельностному;
  • поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения;
  • выстраивание индивидуальных образовательных траекторий изучения математики в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся;
  • стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся;

реализация компетентностного подхода к изучению математики, активное использование ее прикладной составляющей.

       I . ФЦИОР.

  Предлагаемый  материал в данной коллекции представлен в виде  тематических  элементов  (ТЭ). Например, ТЭ «Теорема Пифагора», ТЭ «Алгебраические уравнения» и т.д.

Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):

  • модуль получения информации (И-тип);
  • модуль практических занятий (П-тип);
  • модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).

И-модули содержат теоретический материал по предмету, используются для объяснения нового материала и нацеливают учащихся на активную познавательную деятельность с использованием мультимедийных учебных материалов различной степени интерактивности. П-модули предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков (виртуальные лабораторные работы, тренинги, практикумы по решению задач). К-модули предоставляют возможности для проверки уровня усвоения знаний при работе учеников под руководством учителя или в самостоятельном режиме (тесты, контрольные работы, исследовательские проекты).

Вторая коллекция – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru)

Коллекция сформирована по предметно-тематическому принципу. Все ЦОР Единой коллекции обязательно отнесены к какому-либо классу и предмету  и снабжены описанием, которое представлено в карточке ресурса. В верхней части окна есть несколько вкладок:  каталог, коллекции, инструменты, электронные издания, региональные коллекции, новости.

Основным разделом Коллекции является «Каталог», через который осуществляется доступ ко всем типам учебных материалов. Выбранному классу соответствует список предметов, изучаемых в этом классе. И далее каждому выбранному предмету – соответствующие учебные и методические материалы.

   Взаимодействие учащихся с ресурсами может быть различным. Оно может характеризоваться односторонним воздействием пользователя, а может – активным взаимодействием с ресурсом (интерактивность).  Поэтому и материалы, размещенные в коллекциях, могут быть статичными и интерактивными.

  Так программная среда «1С: Математический конструктор 3.0» предназначена для создания интерактивных моделей по математике, сочетающая в себе конструирование. Она позволяет строить и анализировать графики функций и любые геометрические построения. Динамический наглядный механизм Математического конструктора предоставляет младшим школьникам возможность творческой манипуляции с объектами, а ученикам старшей школы – полнофункциональную среду для конструирования и решения задач.

Для вовлечения детей в совместную деятельность, активизации мыслительных операций, формирования речевых навыков учителю предлагается  ряд презентаций, опорные конспекты которых имеют  некоторые «пробелы». Это позволяет учителю предложить своим ученикам не готовые решения, а их  самостоятельное  открытие, варианты своих решений. При введении темы «Линейная функция и ее график» рассматривается ряд задач, в ходе решения которых  учащимся предлагается  озвучить свой вариант ответа и сверить его с  готовым.

В разделе «Практика» содержатся ЦОРы – тренажёры. Их цель – формирование и закрепление практических умений и навыков учащихся по каждой теме. Предложенный комплекс заданий помогает учителю не только организовать отработку введенных понятий, но и подготовить учащихся к усвоению будущих, создает  мотивационную ситуацию для исследования и построения нового, дает возможность проведения индивидуальной самостоятельной работы, делает задачу осмысления каждым учащимся причин собственных затруднений и их устранение. Наличие в данном разделе режимов «помощь», «подсказка» помогает  ученикам, допустившим ошибки проанализировать решение и провести соответствующую коррекцию.

Существует множество форм организации урока .  Важная задача состоит в понимании, как можно повысить их эффективность с использованием ЭОР, ЦОР.                                            Рассмотрим  Урок введения (объяснения) нового материала: рассказ (беседа) учителя, лекция,  экскурсия,   обучающий семинар,  исследовательская лабораторная работа и т.д.

Общим для всех этих уроков является то, что время урока отводится на работу учащихся с новым материалом, в процессе которой применяются всевозможные приемы активизации познавательной деятельности школьников: придание изложению нового материала проблемного характера, использование учителем ярких примеров, фактов, подключение учащихся к обсуждению их, подкреплению тех или иных теоретических положений собственными примерами и фактами, использование наглядно-образного материала и технических средств обучения.

     Урок  можно начать с проблемного вопроса, ответ на который учащиеся пока не знают, но с помощью новой темы они смогут на него ответить. Можно предложить выполнить задание, которое учащимся кажется посильным, но на самом деле у них пока не хватает знаний для его выполнения.

С ЭОР изменяется компонент обучения – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Возможна следующая технологическая последовательность:

1. Новый материал следует начинать изучать не в классе, а предлагая очередной учебный блок из И, П, К-модулей (ФЦИОР) в качестве домашнего задания.

2. Выборочный опрос, с которого обычно начинается урок, проводить нет необходимости – достаточно просмотреть результаты домашней самоаттестации учеников, при этом информации о текущем состоянии учебного процесса будет гораздо больше, чем в результате традиционного, даже фронтального опроса.

3. Вместо одностороннего изложения учебного материала необходимо организовать ответы на вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания, затем в процессе дискуссии, требующей от учителя детализации, дополнений, разъяснений, нужно сформулировать общие выводы.

4. Если использовались индивидуальные образовательные траектории, разумно дать ученикам возможность сравнить и поспорить по поводу результатов теоретического и практического усвоения новых знаний, умений, навыков из разных, в общем случае, предметных областей.                                                                                                                                          В данном модельном варианте урок проходит преимущественно в форме активного общения. Подобная творческая работа педагога требует соответствующей подготовки. Зато главные преимущества – повышение эффективности учебного процесса, усиление воспитательной функции налицо.

Категория: Математика
08.01.2015 19:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!