СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.
Э. Кинг
Технология развития критического мышления на уроках химии. "Критическое мышление" можно смело отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.
Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом.В основе данной технологии лежат идеи о том, что мышление развивается только в проблемной ситуации развития, в ситуации, когда ребёнок сам “собирает” понятие о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом. А если же учитель даёт ученику уже готовое задание и требует от него воспроизведение сказанного, то он нарушает его естественную тягу к собственной исследовательской и познавательной деятельности. Отсюда следует, что “конструирование” собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности – ключевой тезис всей технологии критического мышления.
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Особенностями этой технологии являются:
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Цель применения: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать решения, работать с информацией, анализировать).
Основой технологииявляется трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
1 фаза. Вызов - начальная фаза. Она предусматривает активизацию ранее полученных знаний.
Цель:
-Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.
-Активизация деятельности учащихся.
-Формирование мотивации на учебную деятельность.
-Постановка учащимися индивидуальных целей в учебной деятельности.
Приемы:
· «Мозговой штурм».
· Прогнозирование.
· Альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания).
· Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте.
· Корзина идей.
· Кластер.
· Таблица «З–Х–У».
2 фаза. Осмысление содержания. Она предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации.
Цель:
-Получение учащимися новых знаний.
-Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение уже известного с новым.
-Освоение способа работы с информацией.
-Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова.
Приемы:
· Чтение текста с маркировкой по методу «Insert».
· Выделение ключевых слов подчёркиванием.
· Таблица «З–Х–У».
3 фаза. Рефлексия.Это стадия размышления. Она необходима для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия, построить дальнейший маршрут обучения.
Цель:
-Присвоение нового знания.новым.
-Создание целостного представления о предмете изучения.
-Постановка новых целей в учебной деятельности.
-Оценка и самооценка развития обучаемых в теме.
Приемы:
· Творческая работа – синквейн.
· Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
· Ведение дневника.
· Письмо другу.
· Достраивание кластера из ключевых слов.
· Перепутанные логические цепи.
Рассмотрим функции трех фаз технологии развития критического мышления с помощью таблицы:
Вызов -Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме). -Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме). -Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). |
Осмысление содержания -Информационная(получение новой информации по теме) -Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знания). |
Рефлексия -Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). -Информационная (приобретение нового знания). -Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). -Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса). |
некоторые приемы технологии критического мышления, такие как:
«Кластер», «Инсерт», “Я уже знаю”, «Двойной дневник», “Лови ошибку”, «Зигзаг», «Мозговая атака», «Перепутанные логические цепочки», «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ), «Взаимоопрос», «Кубик. Грани», “Верю-не верю”, «Ключевые слова», “Плюс – минус – интересно(?)”, «Синквейн».
© 2015, Рашидова Зарина Абдуллаевна 746