СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Критическое мышление"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.

Э. Кинг

Технология развития критического мышления на уроках химии. "Критическое мышление" можно смело отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.

Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом.В основе данной технологии лежат идеи о том, что мышление развивается только в проблемной ситуации развития, в ситуации, когда ребёнок сам “собирает” понятие о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом. А если же учитель даёт ученику уже готовое задание и требует от него воспроизведение сказанного, то он нарушает его естественную тягу к собственной исследовательской и познавательной деятельности. Отсюда следует, что “конструирование” собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности – ключевой тезис всей технологии критического мышления.

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Особенностями этой технологии являются:

  • учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;
  • на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;
  • стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Цель применения: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать решения, работать с информацией, анализировать).

Основой технологииявляется трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

1 фаза. Вызов - начальная фаза. Она предусматривает активизацию ранее полученных знаний.

Цель:

-Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.

-Активизация деятельности учащихся.

-Формирование мотивации на учебную деятельность.

-Постановка учащимися индивидуальных целей в учебной деятельности.

Приемы:

· «Мозговой штурм».

· Прогнозирование.

· Альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания).

· Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте.

· Корзина идей.

· Кластер.

· Таблица «З–Х–У».

2 фаза. Осмысление содержания. Она предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации.

Цель:

-Получение учащимися новых знаний.

-Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение уже известного с новым.

-Освоение способа работы с информацией.

-Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова.

Приемы:

· Чтение текста с маркировкой по методу «Insert».

· Выделение ключевых слов подчёркиванием.

· Таблица «З–Х–У».

3 фаза. Рефлексия.Это стадия размышления. Она необходима для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия, построить дальнейший маршрут обучения.

Цель:

-Присвоение нового знания.новым.

-Создание целостного представления о предмете изучения.

-Постановка новых целей в учебной деятельности.

-Оценка и самооценка развития обучаемых в теме.

Приемы:

· Творческая работа – синквейн.

· Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

· Ведение дневника.

· Письмо другу.

· Достраивание кластера из ключевых слов.

· Перепутанные логические цепи.

Рассмотрим функции трех фаз технологии развития критического мышления с помощью таблицы:

Вызов

-Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме).

-Информационная

(вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме).

-Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление содержания

-Информационная(получение новой информации по теме)

-Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знания).

Рефлексия

-Коммуникационная

(обмен мнениями о новой информации).

-Информационная (приобретение нового знания).

-Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).

-Оценочная

(соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

некоторые приемы технологии критического мышления, такие как:

«Кластер», «Инсерт», “Я уже знаю”, «Двойной дневник», “Лови ошибку”, «Зигзаг», «Мозговая атака», «Перепутанные логические цепочки», «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ), «Взаимоопрос», «Кубик. Грани», “Верю-не верю”, «Ключевые слова», “Плюс – минус – интересно(?)”, «Синквейн».

Категория: Химия
26.12.2015 19:23


Рекомендуем курсы ПК и ПП