СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование информационно - коммуникационных технологий в работе с дошкольниками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гаврильева Т.Э.,

воспитатель подготовительной к школе группы "Чуораанчык"

МБДОУ ЦРР - Д/с №89 "Парус"

Использование информационно - коммуникационных технологий в работе с дошкольниками

Современное образовательное пространство, в т.ч. система дошкольного образования сегодня не может обойтись без информационно-коммуникационных технологий.

Информационно - коммуникационная технология (ИКТ) - это совокупность методов, производственных процессов и программно - технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

В настоящее время развиваются следующие направления ИКТ:

1) универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы моделирования, экспертные системы и т.п.)

2) компьютерные средства телекоммуникаций;

3) компьютерные обучающие и контролирущие программы, компьютерные учебники;

4) мультимедийные программные продукты [2].

Разнообразные обучающие ресурсы и информация, доступные в Интернете, способны, при грамотном использовании, активизировать познавательный интерес детей, значительно расширить знания и представления об окружающем их мире.

Педагоги, которые внедряют компьютер в детских садах России, отмечают: «Компьютер вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разно­образить процесс воспитания, обучения и развития малыша. Компьютер уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познава­тельный интерес. Каждое занятие с применением компьютера вызыва­ет у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца» [1].

В работе с детьми мы используем следующие средства информационно-коммуникационных технологий: персональный компьютер, мультимедийный проектор, DVD плеер, фотоаппарат и видеокамеру.

Как показывает практика, чаще всего в работе с детьми дошкольного возраста, воспитатели используют тематические презентации в программе «Power Point», которые служат наглядно-демонстрационным материалом. Например, это презентации к лексическим темам, например: «Домашние животные», «Дикие животные», «Посуда», «Овощи», «Фрукты» и т.д. Однако, не все возможности данной программы используются в полной мере, например, не применяются гиперссылки и звук.

Также в работе с детьми используются мультипликационные фильмы. Положительным моментом является их доступность для восприятия детьми дошкольного возраста. Однако проблемой является содержание этих мультфильмов. Чаще всего они носят развлекательный характер. Воспитатели не всегда могут применить в работе с детьми познавательные и воспитательные возможности этих мультипликационных фильмов.

Необходимо подчеркнуть, что компьютеризация образования и досуговой деятельности детей имеет ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье. Первое, на что обратили внимание медики, на возрастание зрительной нагрузки у работающих за дисплеем. Сейчас уже с большой долей уверенности можно говорить о том, что никаких органических заболеваний глаз длительная работа не вызывает. В то же время есть все основания утверждать, что в результате такой работы очень велик риск появления (или прогрессирования уже имеющейся) близорукости.

Для того, чтобы минимизировать негативное влияние компьютера на детей исследователями выработаны определенные рекомендации. Так детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям 5-7 лет можно «общаться» с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю. Учащимся первого класса - 10-15 минут в день.

Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плаз­менным. Размер экрана дисплея должен быть не менее 35-38 см по диагонали, чтобы ребенок мог четко видеть текст с расстояния 50-70 см. Дисплей должен быть подвижным, чтобы его можно было поворачи­вать и наклонять в разные стороны в зависимости от освещения.

Монитор должен стоять на расстоянии не менее 60 см от окна (окно должно располагаться слева от компьютера). При этом на экран не должны попадать блики от окна или других источников освещения. Для этого оконные проемы можно завешивать занавесями или жалюзи. Запрещается использование темных занавесей на окнах, так как они могут сильно затенять помещение [1].

Современные средства представления информации на экране ИКТ позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распространяемым в сетях учебным материалам: можно выбрать размер и тип шрифта, разметить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты и киноклипы. Мультимедийность создает психологические моменты, способствующие восприятию и запоминанию материала с включением подсознательных реакций детей.

При подготовке педагога к занятиям с детьми с использованием ИКТ ему необходимо проделать большую подготовительную работу по отбору и оформлению преподносимого информационного материала.

При использовании ИКТ на занятиях важно понять, что экранные, звуковые и экранно-звуковые средства надо применять лишь тогда, когда это методически оправданно, ибо это непростые и достаточно дорогостоящие средства, требующие от педагога, особенно при первых попытках их использования, дополнительных времени и усилий. Необходимо помнить, что чрезмерное насыщение ими занятий в ущерб переработке основных идей изучаемой темы, их осмыслению, упражнениям и т.п. может привести к нежелательным результатам [2].

Таким образом, оптимальное, методически обоснованное использование воспитателями информационно-коммуникационных технологий позволяет поддерживать устойчивый познавательный интерес дошкольников к восприятию нового учебного материала, запоминать его и применять в новых условиях.

Литература:

  1. Комарова, Т.С., Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании./ Т.С.Комарова, И.И.Комарова, А.В. Туликов. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.- 128 с.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под.ред. Е.С. Полат. – 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 272 с.

25.02.2019 13:34


Рекомендуем курсы ПК и ПП