СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Формирование финансовой грамотности дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование финансовой грамотности дошкольников.

Финансовая грамотность человека является показателем его комфортной, обеспеченной жизни. В современных условиях процесс глобализации начал набирать быстрые темпы своего развития, поэтому людям бывает сложно приспособится к такой стремительно меняющейся экономической среде. Сфера финансовой деятельности – одна из наиболее важных областей жизни человека, ведь вся наша жизнь связана с материальным благополучием. В таких современных условиях необходимо начинать получать образование в сфере экономики именно с дошкольного возраста, когда у ребенка только начинает сформировываться первичный жизненный опыт. В отличие от некоторых навыков и знаний, запасами сведений об экономике ребёнок не сможет овладеть самостоятельно, в этом ему должны помогать воспитатели детского сада и его родители.

Осуществляя с дошкольником его воспитание в экономической сфере, выполняется цель всестороннего развития его мировоззрения. Кроме того, такие занятия помогают развивать не только интеллект, но и этически-правовые качества. Если дети как можно раньше узнают о роли денег в их семейной, личной и социальной жизни, тем им будет легче развить в себе ценные финансовые привычки. Вступительный курс становления основ финансовой грамотности у дошкольника включает в себя достижение следующих целей: (Сформировать начальные знания о таких понятиях, как «труд», «деньги», «бюджет», «товар») Научить ребенка правильно распоряжаться своими финансами, какими методами он может их заработать и как правильно их применять. Сформировать этические понятия – бережливость, смекалка, честность, щедрость; Продемонстрировать с помощью сюжетно-ролевых игр, как нужно себя вести в реальных жизненных ситуациях (покупка и продажа в магазине, плата за транспорт и др.); Сформировать экономическое сознание дошкольника. Степень морального развития дошкольника позволяет ему вникнуть в такое понятие, как выгода. В этом возрасте ребенок способен различить последствия своих действий с точки зрения удачи и неудачи, для получения своей личной выгоды он может схитрить и обмануть. В этом случае нужно научить дошкольника реализовывать рациональную оценку своих поступков с точки зрения морально-этических норм, ведь в реальной жизни личностный рост человека напрямую зависит от его нравственного и экономического воспитания.

Задачей педагога является не только расширить экономические знания дошкольника, но и дать ребенку представление о таких понятиях, как трудолюбие, рачительность, рациональное потребление и экономичность. Необходимо донести до ребенка, что только с помощью своего труда он сможет достичь экономических благ, необходимых для комфортной жизнедеятельности. Следует также объяснить ему, что труд способен принести не только материальный достаток, но и духовное благополучие, ведь процесс созидания приносит человеку радость и удовлетворение. Необходимо рассказать детям не только роли денег в жизни, но и ознакомить их с валютной системой собственной страны и ближнего, дальнего зарубежья. Также в связи с условиями прогрессивно развивающего технологичного общества целесообразно объяснить ребенку о платежной системе банковских карт. Еще одним теоретическим понятием, которым дети должны легко оперировать и разбираться в нем, является реклама. Следует объяснить дошкольнику следующие ее аспекты: роль в экономической и социальной сфере, где она может размещаться (на радио, в таблоидах, раздаваться на улице, в интернет-ресурсах и т.д.), какими формами она представлена (в печатном виде – текстом, картинкой; в мультимедийной или звуковой форме).

Процесс образовательной деятельности дошкольника состоит из разных методов и приемов обучения. В их число напрямую входит теоретическая часть, где педагог объясняет смысл экономических понятий и как их нужно использовать в реальной жизни. Но наиболее интересной формой получения знаний для детей являются игры. В их число входят дидактические, настольные, сюжетно-ролевые и интеллектуальные игры. Особый интерес у дошкольников вызывают два последних типа игровой деятельности. Сюжетно-ролевые игры позволяют ребенку полностью окунуться в какую-либо реальную жизненную ситуацию, в процессе чего у него появляется желание копировать поведение взрослых, он учится коммуникабельности посредством взаимодействия с другими детьми или взрослыми. Для этого необходимо дополнить развивающую среду группы следующими ситуативными местами: «Кафе», «Ярмарка», «Магазин», «Супермаркет». С помощью интеллектуальных игр дети решают познавательные, игровые и практические задачи. Логические задачи содержат в себе элементы проблем, тем самым развивая у ребенка воображение и рациональность рассуждений. Они заставляют дошкольника держать в напряжении свой ум. Результатом чего становится радость и уверенность в собственных силах. Решая логические задачи, ребёнок начинает проявлять больший интерес к экономическим знаниям, научиться видеть взаимосвязь между многими финансовыми понятиями.

Большую роль играют не только знания, полученные в результате прохождения курса по подготовке по программе в детском саду, но и запас сведений, полученных в результате взаимодействия дошкольника с его родителями. Являясь непосредственным участником экономической жизни семьи, дошкольник сможет лучше осознать такие понятия, как семейный бюджет, личные и семейные потребности, научится делать рациональный выбор между «хочу» и «нужно». На всех учебных стадиях требуется вовлечение родителей в педагогическую деятельность, а также его поддержка и одобрение процесса и результата деятельности своего ребенка. Также необходима совместная деятельность воспитателей детского сада и родителей. В нее входит: анкетирование родительского состава по теме «Формирование экономической грамотности дошкольника», участие родителей в различной практической части финансового образования (например, содействие в организации и проведении экономической ярмарки), уведомление родителей о задачах и сущности экономического воспитания в детском саду, конструирование развивающей среды дома.

Результатами проводимой работы с дошкольником являются социально- нормативные качества в характере и сознании ребёнка возникающие после завершения уровня дошкольного образования: Владение и целесообразное употребление в семейной и общественной жизни экономическими понятиями; Знание разных учреждений купли и продажи необходимых для комфортной жизнедеятельности; Знания о валютной системе разных стран; Осведомленность о различных профессиях, а также о сути некоторых из них; Проявление интереса к труду, направленному на получение выгоды, как для себя, так и для семьи; Рациональное использование своих материальных ресурсов и этически нормативных знаний; Бережное отношение к своим вещам; Проявление интереса к экономическим отношениям между взрослыми. Исходя из вышеперечисленного можно с уверенностью сказать, что экономическое воспитание с дошкольного возраста служит одной из основ правильного миропонимания и социализации личности. В процессе обучения ребенок совершенствует свои коммуникативные и образовательные навыки.

Список литературы: 1.Смоленцева А.А Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: учебно-методическое пособие, - СПБ.: «Детство-пресс», 2001.

2.Шатова А.Д Формирование элементарных экономических представлений дошкольников. М.: 2005

06.01.2025 11:19


© 2025 97

Рекомендуем курсы ПК и ПП