СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Аннотация: в данной работе рассматривается влияние театрализованной деятельности на развитие речи у детей. Театр служит уникальным инструментом для формирования коммуникативных навыков и улучшения произносительных навыков. Через игры, сценические выступления и ролевые ситуации де-ти учатся выражать свои мысли, развивают эмоциональную выразительность и способствуют развитию креативности. Ключевые слова: развитие речи, обогащение словарного запаса, театрализованная деятельность, сюжетно-ролевая игра, средство общения.
Театрализованная деятельность играет ключевую роль в развитии речи детей. Она способствует формированию не только вербальных навыков, но и коммуникативной культуры. Она помогает усвое-нию богатства родного языка и его выразительных средств, совершенствует артикуляционный аппарат, формирует диалогическую, эмоционально насыщенную речь. Ребёнок развивает умение чётко, ясно и конкретно излагать свои мысли, увеличивается словарный запас. Также театрализованная деятельность способствует формированию коммуникативной культу-ры. Она развивает эмпатию, способность распознавать эмоциональное состояние человека по мими-ке, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. В театрализованных играх формируется опыт социальных навыков поведения, прививаются умение дружить, доброта, отзывчивость, честность, смелость. В театрализованных играх формируется опыт социальных навыков поведения. Это происходит благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Кроме того, в процессе работы над выразительностью и чёткостью реплик персонажей происхо-дит активизация словаря дошкольника, развитие навыков монологической и диалогической речи, а так-же совершенствуются навыки культуры общения, интонационный строй речи. Средства развития речи с использованием театрализованной деятельности: 1. Участие в постановках Дети, принимая участие в театральных играх, учатся произносить слова четко, правильно ис-пользовать грамматические структуры, расширять словарный запас. Это происходит через повторение текстов, интонационное выражение и взаимодействие с партнёрами. Вот как это происходит: Развитие речевой активности. Во время игр в театр дети активно выражают свои желания, мысли и эмоции. Они учатся произносить слова и фразы, создавать диалоги и монологи, а также ис-пользовать ритм и интонацию. Это тренирует речевые механизмы и способствует развитию чёткой и понятной речи. Улучшение понимания словаря и грамматики. В процессе игры дети сталкиваются с раз-нообразным лексическим материалом и изучают новые слова и выражения. Они также осваивают грамматические структуры через повторение диалогов и понимание контекста. Такая практика позво-ляет им увереннее и правильнее выражать свои мысли и чувства. Усвоение элементов речевого общения. Дети учатся использовать мимику, жесты, позу, интонацию и модуляцию голоса. 2. Создание персонажей Разработка образов помогает детям понимать эмоции и мотивации, что обогащает их язык но-выми выражениями и фразами. Процесс вживания в роль развивает творческое мышление. Например, ролевая игра с привлечением эмоционально-чувственных образов героев литератур-ных произведений позволяет формировать коммуникативные способности, грамотность речи, мобили-зует умственные силы и создаёт творческую доброжелательную обстановку. Восприятие художественных произведений также оказывает сильное воздействие на эмоцио-нальное развитие детей. В художественных произведениях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях и чувствах героев. Ребёнок учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, приобретает уверенность в них и в себе. Детское художественное творчество также влияет на эмоциональную сферу ребёнка. Нагляд-ность и образность, а часто и красочность рисунка, влияют на эмоциональную сферу ребёнка, а возни-кающие из-под карандаша или кисточки изображения доставляют ему эстетическое удовольствие. 3. Коллективная работа Театрализованные мероприятия формируют навыки сотрудничества, что важно для общения. Совместные репетиции и выступления обучают детей взаимодействию, учат слушать и понимать других. Работа в группе в театрализованной деятельности развивает навыки сотрудничества. Дети учат-ся распределять роли, слушать друг друга и достигать общих целей, что формирует коллективную от-ветственность. Ролевые игры позволяют детям взять на себя различные социальные роли. Через выполнение ролевых задач они учатся взаимодействовать друг с другом, разрешать конфликты и строить конструк-тивные диалоги. Принимая на себя различные роли, дети учатся сопереживать героям и развивают свою способ-ность к эмпатии. Это позволяет им лучше понимать чувства других и налаживать отношения на основе взаимопонимания. Таким образом, театрализованная деятельность способствует развитию социально-коммуникативных навыков у детей, важных для успешной адаптации в обществе. Вывод Интеграция театрализованной деятельности в образовательный процесс способствует всесто-роннему развитию речи и социальных навыков у детей. Она позволяет не только развивать творческое мышление, но и улучшать коммуникативные способности. Через ролевые игры и импровизации дети учатся выражать свои мысли, слушать и понимать других, а также работать в команде. Эти занятия способствуют формированию уверенности в себе и навыков самовыражения, что важно для социаль-ной адаптации и личностного роста. К тому же театрализованные формы обучения делают процесс познания более увлекательным и интересным, что особенно важно для дошкольников. Список источников 1. Вахабова С.А. «Особенности организации театрализованной деятельности в условиях ДОЛ» // Вестник научной мысли. – 2022. №6. – С. 220-222. 2. Данилевская М.А., Карандаева Т.А. «Использование театрализованной деятельности в кор-рекционной работе по развитию связной речи у детей 4–5 лет» // Психологическое знание в контексте современности: теория и практика: сборник статей по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции (26–28 февраля 2019 года) / под ред. Л.М. Попова, Н.М. Швецова. Йошкар-Ола: ООО ИПФ «СТРИНГ». – 2019. – С. 231-233. 3. Косыгина Е.А., Двойченкова С.А. «Развитие речи и индивидуального лексикона дошкольни-ков с общим недоразвитием речи средствами кукольного театра» // Современные ориентиры и про-блемы дошкольного и начального образования. Липецк. – 2023. – С. 201-205.
© 2024, Соболева Анастасия Сергеевна 66