СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья, очень познавательная и интересная. О том, пойдет процесс формирования оптимального профессионального самоопределения современных подростков в связи с переходом на профильное обучение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс формирования оптимального профессионального самоопределения современных подростков в связи с переходом на профильное обучение требует новых подходов не только к определению целей и содержания среднего образования, но и пересмотра методов и технологий психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения.

Ряд проделанных исследований решает актуальную задачу современного среднего образования - изучение психологических особенностей профессионального самоопределения, современных подростков. Существующие противоречия между реальной ситуацией развития и формирования оптимального профессионального самоопределения подростков в процессе обучения в школе и требованиями современной социальной ситуации обусловили необходимость более глубокого изучения этой проблемы.

Профессиональное самоопределение старшеклассников находится во взаимосвязи с личностным самоопределением, являясь важной характеристикой, социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации, которая подразумевает наличие у подростков следующих новообразований: потребность в самоопределении; умение видеть психологическую перспективу; внутреннюю позицию и целеполагание.

На процесс профессионального самоопределения подростков оказывают влияние различные факторы (престиж профессии, уровень оплаты труда специалиста в данной сфере, положение профессии на рынке труда и востребованность данной профессии в современных условиях, возможность получения помощи в обучении в том числе и материальной, и расположение выбираемого учебного заведения, предмет и условия труда, мнения окружающих значимых людей, средства массовой информации, социально- экономические условия) и условия (личностная зрелость, адекватность самооценки способностей и интересов для овладения будущей профессией, степень полноты представлений о содержании будущей профессиональной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение формированиям профессионального).

При формировании оптимального - профессионального самоопределения следует учитывать возможность осуществления профессионального выбора по интересам, осознание своих профессиональных склонностей, способностей, индивидуально- психологических особенностей и адекватное представление о содержании будущей профессиональной деятельности. Формирование у подростков профессионального самоопределения соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, требованиям его к современному труженику, осуществляется посредством целенаправленной деятельности психолого-педагогического сопровождения.

Эмпирический и экспериментальный этап исследования позволил достичь значимые результаты и подтвердить выдвинутую гипотезу.

Наблюдается противоречивый характер процесса профессионального самоопределения подростков в современном обществе: ориентацию на осуществление осознанного выбора профессии и в то же время усиление ориентации на получение диплома о высшем образовании. Рыночная, кризисная ситуация с большой неопределенностью отражается снижением показателей уверенности в правильности выбранной профессии.

Стремление подростков к оптимальному выбору профессиональной деятельности с учетом «внутренних» и «внешних» условий; оказывающих влияние на профессиональное самоопределение, увеличивается с возрастом. Оптимальный выбор профессии понимается ими как предпочтение определенной профессии, то есть основной траектории будущего профессионального становления, с одновременным определением нескольких профессий как возможных других траекторий в случае возникновения серьезных препятствий при движении по основному пути профессионального развития. Это является актуальной проблемой данного этапа развития человека, успешное решение которой позволяет полноценно участвовать в дальнейшей жизни общества, быть счастливым и успешным в других жизненных сферах.

На профессиональный выбор учащихся 9-х классов чаще оказывают влияние родители и средства массовой информации, поэтому выбор учащимися в этом возрасте неоднозначен, что отражается в сильном разбросе на профессии разных типов и свидетельствует о полинаправленности профессионального выбора современных подростков.

В результате внедрения программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков «Моё будущее — мой выбор», ребята научились осознавать свои профессиональные возможности, ориентироваться в мире труда, профессиях и условиях их получения, оценивать различные аспекты профессионального выбора и индивидуальные ресурсы для преодоления трудностей собственного профессионального становления. Разработанная программа способствует формированию у подростков умения проектировать образ профессионального будущего, осознавать свои профессиональные, учебные и личностные возможности, необходимые для практической реализации выбора, и определять пути профессионального роста с помощью развития рефлексии.

Эффективность комплексной программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков, интегрирующей в себе различные направления работы школьной психологической службы с учащимися, родителями и педагогами, проверена в опытно-экспериментальной работе.

Её внедрение позволило обеспечить позитивную динамику формирования оптимального уровня профессионального самоопределения подростков.

03.12.2020 23:03


Рекомендуем курсы ПК и ПП