СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по ВКР на тему: "Формирование индивидуальной программы по информатике для детей с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инфoрматизация прoцесса обучения – одна из основных направлений современного образования. Компьютеризация охватила все стороны жизнедеятельности человечества: производство и науку, культуру и быт, искусство и образование. Пользоваться компьютером может каждый. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, навыки использования персонального компьютера необходимы каждому человеку, в том числе и детям с умственной отсталостью. Внедрение в нашу повседневную жизнь мобильных телефонов с их неограниченными возможностями, компьютерных терминалов оплаты и различной удобной в применении техники выдвигает перед нами требования обучения наших учащихся знаниям и умениям пользоваться этими достижениями технического прогресса.

Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Рассматривая информационно-коммуникативные технологии как средство обучения, в различных академических контекстах мультимидийные продукты и услуги Интернета могут использоваться для выработки созидательных навыков и развития критического мышления. ИКТ могут быть использованы для улучшения качества образования во всех предметных областях. Разумеется, информационные технологии не способны избавить аномального ребёнка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако, осознание того, что ему становятся доступны неведомые знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, даёт ему веру в свои силы.

Использование информационных технологий является одним из методов обучения учащихся коррекционной школы, при применении которых реализуется построение «обходных путей» обучения, использование специфических программных средств обучения, не требующихся в образовании нормально развивающегося ребенка.

Учащиеся коррекционной школы VIII вида – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными умственными возможностями, у всех без исключения имеются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии.

Как правило, в коррекционной школе готовят учащихся к реальной действительности: обучение чтению, счёту, письму, выработка чувства уверенности в себе, формирование навыков общения, выполнение работы на дому, приготовление пищи, умение делать покупки и т. д. Формированию этих умений может помочь компьютер. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели, то едва ли это использование приведёт учащихся к ожидаемому результату, скорее породит непредсказуемые и непредвиденные эффекты.

Педагогическая система коррекционной школы направлена на обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными умственными возможностями, коррекцию их недостатков, социальную адаптацию. Дидактические основы обучения, общая методика урока, основы организации учебной работы в школе – всё это используется в коррекционной педагогике так же, как и в общей педагогике. Однако общепедагогические принципы коррекционная педагогика рассматривает как исходные для её особой задачи – коррекции развития ребёнка с ограниченными возможностями. К специальным принципам педагогики относятся принцип коррекционно-развивающего обучения и принцип практической направленности обучения.

В специальной коррекционной школе изучение компьютера приобретает большую ценность, в связи с этим используются новые приёмы и методы коррекционно-развивающего обучения, у учащихся появится возможность реализовать себя в самостоятельной продуктивной деятельности. Так как в специальной (коррекционной) школе VIII вида у каждого ребенка интеллектуальные способности разные, со стороны учителя необходима большая помощь при освоении компьютерной грамотности детьми с ОВЗ. Для понимания материала урока каждым ребенком и повышения качества знаний учителя разрабатывают индивидуальные образовательные программы по информатике. В зависимости от цели и задач курса занятий выстраиваются: календарно-тематический план; последовательность прохождения разделов программы; количество часов на каждый из них; определяются формы работы на занятии и их соотношение; осуществляется подбор учеников в группы с учетом индивидуальных возможностей учащихся с помощью педагога-психолога. Допускается наличие нескольких планов (2-3) на один класс, основанных на разных разделах программы или их совокупности. При этом учитываются темп прохождения программы по основным предметам (математика, русский язык, трудовое обучение, изобразительная деятельность) и соответственно подбираются методические приёмы работы с учащимися для индивидуальной коррекции, что приводит к повышению социальной компетентности учащихся коррекционной школы VIII вида посредством использования методических приёмов работы на компьютере.

Каждая индивидуальная образовательная программа должна быть коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.

Программа должна следовать концентрическому принципу в размещении материала, при котором одна и та же тема повторяется каждый урок с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит повтор и усложнение. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для учащихся с проблемой в обучении даёт возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу. Учебный процесс в ходе теоретической подготовки включает три базовых фазы: приобретение новых знаний, закрепление полученных знаний и их контроль. Один из приемов компьютерной дидактики, применяемый для закрепления знаний – использование игровых методов обучения.

На занятиях учащиеся осваивают работу на компьютере, получают первичную информацию, правила работы и поведения при общении с компьютером, работают по карточкам, выполняют развивающие задания, приобретают навыки использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре, используют на занятиях упражнения с игровыми программами развития ВПФ, моторики пальцев.

Коррекционные занятия обеспечивают не только усвоение определённых знаний, умений и навыков, но также формирование приёмов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащихся.

Программа должна предусматривать развитие и воспитание учащихся на занятиях через обучение, игру, музыку, изобразительную деятельность и т. д. в процессе преимущественно работе на компьютере, что вызывает у подростков положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

В результате целенаправленной деятельности на уроках у учащихся повысится уровень развития высших психических функций (памяти, внимания, мышления, зрительного восприятия, воображения); расширятся познавательные возможности и интересы; повысится уверенность в себе, ответственность к порученному делу, учебная и трудовая мотивация. Учащиеся научатся применять полученные знания в жизненных ситуациях; планировать учебную и трудовую деятельность; использовать новые формы общения; владеть простейшими знаниями о компьютере; работать с информацией (набор, редактирование текста, составление таблиц, составление схем, рисование).

25.04.2018 08:40


Рекомендуем курсы ПК и ПП