СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Стрелецкие версты»:
молодежная образовательная военно-патриотическая программа с элементами реконструкции
Основные принципы программы.
Программа должна помочь формированию осознанной гражданской позиции у подростков путем «погружения» в древнюю историю родного края, путем тесного знакомства с богатыми ратными традициями российского воинства.
В первую очередь, работа ведется с уже сложившимися, действующими на территории Щелковского и сопредельных районов детскими и юношескими группами военно-патриотического характера. Главная причина – высокая мотивация подростков, которая необходима для их наиболее активного участия в программе. Ребята, которые добровольно поступили в казачьи отряды или военно-исторические клубы, уже показали себя людьми неравнодушными и заинтересованными, готовыми прилагать усилия к изучению истории и военного дела. Кроме того, программа не ограничивается одним мероприятием в конце августа 2014 года, а предполагает развитие по тематике и сложности. И группы, которые уже приняли участие в «пилотном» мероприятии, могут получать задание для подготовки к следующему, выполняя его в рамках своего привычного коллектива. С одной стороны, это не потребует перехода ребят в специализированные клубы исторической реконструкции (такая задача не ставится), а с другой – позволит сделать новые сборы более интересными и увлекательными. К примеру, можно устраивать тематические викторины, готовить снаряжение для определенных военно-исторических занятий и упражнений, осваивать выбранную роль в будущих исторических «походах», проводить песенные или кулинарные конкурсы. В свою очередь, и щелковские подростки получают в лице этой программы серьезный стимул для занятий в юношеских военно-патриотических объединениях.
Сказанное совершенно не отрицает варианта с приглашением к участию в мероприятии групп иного характера (спортивных, туристических и др.) – напротив, их постепенное привлечение к программе «Стрелецкие версты» позволит разнообразить сборы и расширить их масштаб.
Программа нацелена в первую очередь на возрастную категорию 14 – 17 лет, однако предусматривает занятия с людьми разного возраста. Благодаря этому юношеские организации смогут принять участие в «Стрелецких вёрстах» в полном составе, не разделяясь искусственно по возрастному принципу.
Первая программа разработана с учетом возможностей военно-исторических клубов, которые выступают в качестве организаторов исторических «площадок» и инструкторов. Участие в ней юношеских военно-патриотических организаций позволит им самим в дальнейшем более активно влиять на разработку новых программ, привлекая собственные творческие силы и идеи.
Участники программы.
В качестве организаторов исторической площадки IX – X вв. выступает клуб исторической реконструкции «Радогост» (руководитель П. Одиноков).
Историческая площадка XVII в. проводится силами следующих клубов: КИР «Бутырская слобода» (руководитель О. А. Курбатов), межклубное объединение КИР «Московские стрельцы», КИР «Владычный полк», г. Саранск (руководитель Д. Фролов); разработка сценария – В. Белоглазов («Московские стрельцы»).
К участию приглашены: кадеты Чкаловского кадетского корпуса им. Цесаревича Алексея и Щелковской гимназии «Ковчег» (руководитель А. П. Слесарев), отряд гимназии «Ковчег» с. Анискина (В. В. Очеретний), детский казачий отряд г. Фрязино (Черников), КИР и Ф «Служивый», г. Пушкино (А. Синельников), отряд организации русских разведчиков, г. Фрязино (?).
Организация сборов.
Клубы при помощи организаторов и спонсоров молодежной программы оборудуют две исторических площадки – по истории Древней Руси и по истории Московской Руси. Кроме того, на отдельной площадке отводится место для показных выступлений – маневров, поединков и «баталий». Юношеские коллективы располагаются в стоящих компактно армейских палатках и состоят в ведении своих руководителей. Их занятия по исторической программе проводятся в соответствии с заранее разработанным и согласованным расписанием. Организованное питание всех участников происходит в отдельном месте посредством армейской кухни.
Торжественное открытие сборов.
Основные идеи молодежной программы – патриотическое воспитание путем знакомства с историей родного края, с ратными традициями русского воинства.
Краткие сведения об истории этих мест (то, что я писал по Медвежьим озерам)
Упоминание о 700-летии преподобного Сергия Радонежского, ученик которого Афанасий основал здесь монастырь.
Работа исторических площадок.
Предполагается, что для лучшей организации занятий будет создано четыре отделения (команды) по 8 – 10 человек под названием «десятки». В них войдут подростки 14 – 17 лет. Предполагается, что по итогам интенсивных занятий они смогут в составе «взрослых» групп реконструкторов принять участие в заключительных показательных выступлениях. В связи с этим необходимо обеспечить их минимальным комплектом одежды (рубаха, штаны, шапка). В течение двух дней занятий каждая команда пройдет обучение в обоих исторических лагерях: одновременно будут заниматься по две команды в каждом лагере. Для более младшего состава и для девушек будут проводиться отдельные занятия, по специальным программам.
Занятия на исторической площадке Древняя Русь.
Возможно, ввиду названия сборов «Стрелецкие версты» обыграть понятие «стрелец» для Древней Руси – чтобы участники программы усвоили, что «лучник» - это ремесленник, который делает луки и стрелы. А профессиональный стрелок из лука – это «стрелец» (точнее «лучный стрелец»). И на смену им только в 16 веке приходят другие, «огненные стрельцы», которые стреляют из ручных пищалей.
Занятия на исторической площадке Московская Русь.
«Учение и хитрость» ратных людей:
Из боевого прошлого нашего края.
«Правды же и суда и милостивыя любве и ратного строю николи же позабывайте: делу время и потехе час».
Из сочинения царя Алексея Михайловича
«Уложение сокольничья пути»
Программа занятий посвящается знакомству с ратной службой знаменитых московских стрельцов – пехотного войска, созданного царем Иваном Грозным и пережившего настоящий расцвет в эпоху царя Алексея Михайловича. Она включает в себя два основных элемента: экскурсионно-ознакомительный и практический.
Экскурсионно-ознакомительные мероприятия
Обзорные экскурсии по стрелецкому табору. (по 40 минут с каждой группой)
Группа в сопровождении экскурсовода из состава реконструкторов последовательно посещает следующие точки (экспозиции).
1. Шатёр воеводы.
В шатре сам воевода и один из дворян. Краткий рассказ о стрелецком войске и организации стрелецкого полка или приказа. Из кого состоял штаб, откуда набирались командиры (головы и сотники).
2. Стрелецкий кош (кухня).
Котел на треноге и приготовление пищи. Рассказ о стрелецком жаловании (хлебом и деньгами). Краткие сведения о походной кухне в Московской Руси, о способах снабжения войска в походе.
3. Оружейная палатка.
Палатка, внутри которой хранятся копии холодного и огнестрельного оружия московских стрельцов, а также снаряжение (банделеры, фитиль). Рассказ о комплексах вооружения различных пехотинцев (мушкетер, аркебузир, копейщик), демонстрация разных типов оружия.
4. Стрелецкий лагерь
Место палаточного лагеря стрельцов. Рассказ о походном быте русской армии 16 – 17 века.
Презентация книги Д. Фролова «Первый век саранской истории». (до 40 минут)
Книга издана в этом году усилиями руководителя клуба исторической реконструкции и фехтования г. Саранска «Владычный полк» Д. Фролова. Он не только написал текст книги, но и снабдил ее иллюстрациями – фотографиями вещей и предметов, хранящихся в музее клуба и в распоряжении его членов. Презентация проходит в виде представления комплексов одежды различных персонажей, о которых говорится в книге, и сопровождается рассказом об этой одежде. Таким образом, участники программы познакомятся с бытом, обычаями и костюмом обитателей одной из боевых приграничных крепостей Русского государства 17 века - в том числе стрельцов, помещиков, посадских людей и членов их семей.
Показные выступления членов военно-исторических клубов. (до 40 минут)
Происходят на особо отведенной для данной цели площадке. По составу участников решается: будет ли это учение с маневрами и стрельбой, либо «потешный» бой между московскими стрельцами и «украинными» ратными людьми (из Саранска).
Практические занятия.
Для основной группы.
Исходное задание («легенда»): стрелецкий приказ готовится к новому походу, и для его усиления проводится временный набор в пешую службу даточных людей. Царь велел набрать пятидесяток стрельцов и прислал в Медвежьи озера урядников для их обучения. Очередная команда (8 – 10 человек) проходит три основных этапа занятий.
1. Запись в стрельцы. Новобранцы приходят к шатру воеводы и под руководством писаря пишут челобитные о своем приеме в службу, а также поручные записи друг по другу (осваиваются понятия «бить челом» и «круговая порука»). Для этого заранее печатаются заготовки со стандартным текстом (скорописью), выдаются гусиные перья и чернила, изготовленные по рецептам того времени. После приема на службу переодеваются в историческую одежду и образуют собой «десяток» будущих стрельцов.
2. Обучение приемам обращения с фитильным мушкетом. Происходит в присутствии урядника-стрельца и барабанщика на отдельной площадке для обучения. Новобранцы получают фитильные мушкеты, банделеры и фитиль на каждого участника. Обучение идет по командам согласно со специально составленным руководством. Сначала – индивидуальные упражнения, затем перестроения группой и наконец в составе большого строя.
3. Обучение приемам обращения с пикой. Происходит также в присутствии урядника-стрельца и барабанщика на отдельной площадке для обучения. Площадку необходимо оборудовать подвеской для мешков с сеном. Новобранцы получают 4-метровые пики по образцу 16 – 17 вв. Обучение идет по командам согласно со специально составленным руководством. Сначала – индивидуальные упражнения, затем перестроения группой и наконец в составе большого строя. Предполагается участие 20 ребят с длинными пиками в итоговой «баталии».
4. Инструктаж по технике безопасности. Перед участием в показательных выступлениях наравне с членами военно-исторических клубов специальный урядник повторяет новобранцам все сведения о технике безопасности при обращении с репликами разных видов оружия, а также рассказывает о правилах ТБ, которые соблюдались в 17 веке в русской армии.
5. Участие в показательном выступлении при завершении сборов – «баталии 17 века». Ребята вооружаются пиками и в своей исторической одежде поступают под команду урядника копейщиков. В русской армии 17 века копейщики существовали, однако в большинстве случаев их роль сводилась к пассивной обороне пунктов, особо уязвимых для конных атак, а также к охране полковых знамен. Таким образом, новобранцы получают возможность оказаться в эпицентре «баталии» 17 века, и при этом от них не требуются специальные навыки и умения, которыми обладают настоящие реконструкторы.
6. Выплата жалования и роспуск по домам. По окончании «битвы» новобранцы под барабанный бой возвращаются в лагерь, сдают своё имущество и получают жалование – по медной копейке времен царя Алексея Михайловича. Им торжественно объявляется, что нынешний поход закончен, однако все они уже «поверстаны на царскую службу» и должны быть готовы к новым подвигам: «Правды же и суда и милостивыя любве и ратного строю николи же позабывайте: делу время и потехе час».
.Практические занятия для младшей группы
Младшая группа создается из всех, кто не вошёл в состав «десятков» новобранцев – из тех групп, чьи команды в данный момент занимаются на исторической площадке 17 века. Занятия для них проводятся следующие:
1. Создание простейших походных инженерных сооружений (плетни, фашины, туры). Плетение из ивовых прутьев, заранее нарубленных в специально отведенном месте.
2. Сооружение больших шалашей из фашин
3. Сборка надолбов, рогаток, создание засечных оборонительных сооружений
Харчевники.
В дальних походах русские полки сопровождали специально назначенные команды «харчевников», которые были обязаны по фиксированной цене готовить ратным людям обеды. Харчевники имели свою специализацию: «квасники», «пирожники», «калашники», «рыбники» и т. п. Итак, создается команда «харчевников», и с ними проводятся специальные занятия по кухне 17 века.
Краеведческий элемент занятий.
Основные сведения об истории Медвежьих озер необходимо закрепить игрой-квестом по поиску двух или трех важных объектов эпохи преподобного Сергия Радонежского и Куликовской битвы.
Монастырь Спаса Преображения на Медвежьем озере.
Усадьба боярина Дмитрия Минича
Старая лесная переяславская дорога
Для этого можно использовать опыт скаутской организации ОРЮР, отделение которой действует в Щелковском районе. Например, спрятать на месте указанных объектов «артефакты» соответствующего вида (нагрудный крест или литой медальон с иконой – для монастыря; элемент доспеха или оружия – для боярской усадьбы; кувшин керамический с «кладом» – для торговой дороги). Квест предназначен в первую очередь для младшей группы участников, не занятых в строевых занятиях.
Торжественное завершение молодежной программы.
Награждение активных участников специальными призами и памятными сувенирами.
© 2015, Киреева Наталья Николаевна 754