СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СЦЕНАРИЙ занятия в рамках проекта «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся по программам среднего профессионального образования (далее – СПО) Занятие 13 #МЫВМЕСТЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: формирование ценностно-деятельного отношения к волонтерской деятельности как форме социального служения. Формирующиеся ценности: милосердие, социальное служение, жизнь, высокие нравственные идеалы, приоритет духовного над материальным, взаимопомощь и взаимоуважение. Продолжительность занятия: 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видео, цитат, презентации. Комплект материалов: • сценарий; • тезисный план; • методические рекомендации; • презентация; • видеоролик; • дополнительные материалы. Структура занятия Мотивационно-целевой этап: приветствие, просмотр и обсуждение видеоролика. Основной этап: дискуссия с использованием презентации. Заключительный этап: анкетирование, беседа. 3 3 Мотивационный этап Педагог: Сегодня наш разговор о важном посвящен Дню добровольца (волонтера). Понятие «волонтерство» закрепилось в русском языке к концу XIX века, однако с давних времен существовало на Руси такое явление, как добровольная помощь. В советское время слово «волонтер» практически не использовалось, употреблялось слово «доброволец». Но как бы не назывались люди, которые осознанно оказывают помощь другим, это, безусловно, добрые, по-настоящему бескорыстные и милосердные люди! 2Д-ролик. Содержание видеоролика: понятие «волонтер» и суть деятельности волонтеров. Педагог: Давайте обсудим содержание видеоролика. – В чем же состоит важнейшая отличительная черта волонтера? – Назовите качества, которыми, на ваш взгляд, должен обладать волонтер? – А кто-то из вас является волонтером? Приходилось ли вам участвовать в волонтёрских акциях и проектах? Перечислите, в каких именно, поделитесь своими впечатлениями. Ответы обучающихся Основной этап Педагог: Число волонтеров в нашей стране неуклонно растёт с каждым годом. Сегодня на главном волонтёрском сайте страны Добро.ru зарегистрировано более 5 миллионов человек (5 597 030). – Чем же занимаются современные российские добровольцы (волонтеры)? – Какие направления деятельности волонтеров вы знаете? Ответы обучающихся Если обучающиеся затрудняются ответить, педагог может воспользоваться информацией с сайта ДОБРО.RU 4 4 («Здравоохранение и ЗОЖ», «Ветераны и историческая память», «Дети и молодежь», «Спорт», «Мероприятия», «Животные», «Старшее поколение», «Люди с ОВЗ», «Экология», «Культура и искусство», «Поиск пропавших», «Интеллектуальная помощь», «Права человека», «Наставничество», «Образование», «Наука»). Педагог: Мы видим, что помощь может быть самой разной, не обязательно она связана с физической поддержкой и даже не всегда с моральной и психологической поддержкой человека. Однако у всякой добровольной помощи есть общее начало. – С чего же начинается волонтёрская деятельность? – Что послужило причиной вашего решения участвовать в волонтерской деятельности? (Если среди обучающихся есть те, кто занимается волонтерской деятельностью). Ответы обучающихся Педагог: Те, кто нуждаются в помощи, благодаря волонтерам получают ее. – А что получают сами волонтеры от своей добровольческой помощи другим? – Волонтер помогает людям, делает жизнь людей лучше, а получает ли он что-то взамен? Ответы обучающихся Педагог: Как вы считаете, важно ли для волонтера признание? Ответы обучающихся Педагог: Согласны ли вы с тем, что волонтерская деятельность достойна общественного признания и мы должны знать имена тех, кто делает мир лучше? Если да, то почему? Ответы обучающихся Педагог: Да, волонтеры работают не ради наград, но для общества важно признание их труда. 5 5 Президент России Владимир Путин подписал указ, в котором говорится, что «значительный личный вклад в развитие добровольческой деятельности (волонтерства), сохранение традиций милосердия, реализацию социально значимых проектов, безвозмездную помощь людям» являются основанием для получения государственной награды. Педагог: В 2023 году финалистами Международной Премии #МЫВМЕСТЕ стали 128 лучших социальных проектов (52 волонтёра, 48 НКО, 28 компаний и индивидуальных предпринимателей) из 48 регионов России. С 16 октября по 6 ноября проходило народное голосование, а победителей объявят в декабре на Международном форуме гражданского участия #МЫВМЕСТЕ, приуроченном к празднику День добровольца (волонтёра), согласно Указу Президента РФ № 572 от 27 ноября 2017 года. Педагог: Большое значение волонтерской деятельности для общества признается и основным законом нашей страны. В Конституцию Российской Федерации в 2020 году была внесена поправка: Правительство РФ осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности (Ст. 114 е.2). – Как вы думаете, почему так важно было внести данную поправку в основной закон государства? Ответы обучающихся Педагог: Волонтерство дает возможность непосредственно влиять на жизни людей, помогать тем, кто нуждается в поддержке и менять жизнь к лучшему, быть частью чего-то большого и важного. Традиционно волонтеры принимают участие в знаковых для страны событиях и мероприятиях: фестивалях, концертах, конкурсах, форумах, спортивных событиях. Событийное волонтерство – это не только помощь другим, но и прекрасная возможность для 6 6 саморазвития, знакомства с интересными людьми, получения информации и расширения кругозора, развития навыков общения и коммуникации. Одно из таких масштабных событий проходит сейчас в Москве – это выставка-форум «Россия», она проводится на территории ВДНХ с 4 ноября 2023 года по 12 апреля 2024 года. К проведению выставки-форума привлечено более 5 000 волонтеров. Если вам есть уже 18 лет, вы можете подать заявку и принять участие в качестве волонтера в выставке-форуме «Россия». – Вспомните, какие еще крупные события проходили в нашей стране, где активно принимали участие волонтеры? Ответы обучающихся (Пример: Универсиада в Казани в организации этого события участвовало 20 000 человек из 40 стран мира, Олимпиада в Сочи, Чемпионат мира по футболу). Ответы обучающихся Педагог: Волонтёры – это люди, которые объединились вокруг важнейших нравственных ценностей, определяющих их жизнь и важнейшую миссию, которую они призваны выполнять в обществе. Педагог: Волонтеры – это люди, которые руководствуются не только своими интересами, а по-настоящему благородной, важной и нужной для общества идеей. Одна из таких идей - поисковая деятельность. – А знаете ли вы такие поисковые отряды? – Как вы думаете без специальной подготовки можно заниматься поисковой работой? Ответы обучающихся Педагог: Поисково-спасательные отряды есть в разных регионах. Хочу привести вам в пример отряд «Лиза Алерт», о 7 7 котором наверняка многие из вас слышали, он был организован в 2010 году. За 13 лет своей работы отряд «Лиза Алерт» нашел более 160 тысяч человек. В его ряды может вступить любой совершеннолетний гражданин и оказать посильную помощь в поиске пропавшего человека. Помимо обычных добровольцев, в поисках принимают участие и профессионалы – водолазы, следопыты, джипперы, кинологи, квадроциклисты и не только. – Как вы думаете, почему их привлекают к поисковой работе? Ответы обучающихся Педагог: Люди – это самый главный и самый ценный ресурс в поисковой деятельности. Только задумайтесь! Для тщательного осмотра заросшего травой или засыпанного снегом небольшого участка поля требуется 6–8 часов. Вот в таких условиях к поисковым мероприятиям привлекаются специалисты БПЛА. Используя беспилотники, нейронные сети, знания и практику анализа материалов авиационных работ, подобные задачи можно решить за несколько часов и сберечь человеческий ресурс. (Более подробно с поисковой деятельностью можно познакомиться на странице: https://vk.com/la_uav?w=club176490002) Педагог: Волонтерство – по-настоящему значимое социальное явление, особенно в непростое для страны и ее граждан время, когда подвергаются испытаниям наши человеческие качества. Например, в период пандемии волонтеры дежурили в больницах, доставляли продукты и лекарства одиноким пожилым людям, помогали школьникам и учителям преодолеть трудности дистанционного обучения. 8 8 Сегодня Россия проводит специальную военную операцию. И конечно, волонтеры не остались в стороне. Помощь военнослужащим и мобилизованным гражданам, а также их семьям – это сейчас приоритетное направление добровольческой деятельности. Знаете ли вы о таких акциях, проектах? (Педагог может предложить студентам рассказать о таких проектах или при подготовке к занятию самостоятельно найти информацию, основанную на региональном материале.) Ответы обучающихся Педагог: На наших занятиях мы уже неоднократно приходили к выводу, что всему в жизни надо учиться: профессии, созданию своей семьи, родительству, дружбе… – Нужно ли учиться помогать, учиться волонтерству? Почему? – Нужно ли наращивать свои компетенции волонтерам? И почему? Ответы обучающихся Педагог: Да, конечно, поэтому для волонтеров существуют и обучающие программы, и программы стажировок в организациях, которые привлекают волонтеров. Чем сложнее тип работы, которую предстоит выполнять, тем более проработаны программы подготовки. (DOBRO.RU) Мы уже убедились, что участие в волонтерском движении многое дает человеку, однако помогать другим – значит отдавать часть себя, сталкиваться с физическими и нервными перегрузками, с человеческим горем и страданиями, ощущать бремя ответственности. Поэтому волонтеру очень важно владеть навыками саморегуляции, уметь справляться с выгоранием. Давайте теперь еще раз ответим на вопрос, какие качества нужны для участия в волонтерской деятельности. Про доброту и 9 9 бескорыстие мы уже говорили, а теперь акцентируем наше внимание на таком качестве, как ответственность. Почему ответственность – одно из ключевых качеств для того, кто занимается волонтерством? Ответы обучающихся Заключительный этап Педагог: Сегодня мы с вами поговорили о людях, которых принято называть волонтерами или добровольцами. К волонтерству подключаются люди разного возраста и положения, разделяющие ценности взаимопомощи и милосердия. «Каждый человек, мне кажется, придёт к мысли, что помогать другим – естественно, что милосердие – правильно, поскольку это история развития души. Думаю, что через 10, 20, 30 лет мы будем жить в мире, где никому это и объяснять не придется» – эти слова принадлежат известному актеру и режиссеру, создателю благотворительного фонда Константину Хабенскому. Волонтерство может приносить огромное удовлетворение и ощущение насыщенной жизни, наполненной смыслом. Осознание, что вы делаете что-то полезное и помогаете другим, может поднять настроение, улучшить самооценку, привнести радость в вашу жизнь. Ваш пример может вдохновить других людей. Поэтому не стесняйтесь участвовать в волонтерской деятельности и делать мир лучше! Давайте подумаем, в каком направлении волонтерской деятельности вы могли бы себя проявить и как в этом может помочь специальность (профессия), которую вы сейчас получаете в колледже? Ответы обучающихся Варианты проведения рефлексии представлены в методических рекомендациях к сценарию. Примерные вопросы для рефлексии: 10 10 − Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? − Узнали вы какие-то новые факты из истории волонтерской деятельности? − Узнали ли вы что-то новое о современных волонтерах? − О каких волонтерских проектах вы узнали? − В каких проектах вы бы хотели принять участие? − Хотели бы вы принять участие в событийном волонтерстве? − Узнали вы что-то новое о курсах и стажировках для волонтеров? − Какие чувства вы испытали по окончании занятия? − Остались ли у нас вопросы без ответов? Если да, то какие? − О чем по теме занятия вы хотели бы еще узнать? − Довольны ли вы своим участием в занятии? Ответы обучающихся Педагог предлагает студентам пройти анкетирование, перейдя по QR-коду.

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/together-spo-script.pdf

02.05.2024 13:39


Рекомендуем курсы ПК и ПП