© 2025, Скурихина Тамара Петровна 22
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Он прожил счастливую жизнь, получил признание, не голодал даже в первые послереволюционные годы, повидал мир и оставил после себя множество благодарных учеников.
А после смерти был практически забыт.
Советские историки искусства о Виноградове, который последние 15 лет провел в Латвии, вспоминали редко.
Интерес к художнику возродился в перестроечные годы, когда его картины стали «всплывать» на торгах Christie’s и Sotheby’s и уходить с молотка за внушительные суммы.
Сергей Арсеньевич Виноградов (1870-1938)
мастер импрессионистского пейзажа и «интерьерных» работ, ученик Василия Поленова, педагог Строгановского художественно-промышленного училища.
Один из соучредителей Союза русских художников родился 13 июля 1869 года в селе Большие Соли Костромской губернии в многодетной семье священника.
Юный Сережа часами наблюдал за работой жившего по соседству иконописца и не расставался с бумагой и карандашами. Родители поддержали выбор сына и в 11-летнем возрасте отправили его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В 20 лет Сергей Виноградов получил звание классного художника и поступил в Петербургскую академию, которую бросил, заболев тифом.
А в 21 переехал в Харьков, где ему предложили должность преподавателя рисунка в ремесленном училище с освобождением от воинской службы.
В Москве, куда Виноградов вернулся, переведясь в Строгановское училище, он сблизился с Константином Коровиным. Художники часто ездили на природу, рыбачили на речке Нерль. Иногда к ним присоединялись Валентин Серов и Федор Шаляпин. В 1902 году Виноградов вместе с Василием Переплетчиковым отправился на Север. Путь пролегал через Рыбинск, Архангельск. Шли по Серверной Двине, Сухону и Белому морю, мимо Соловецких островов. Из этой поездки художник привез знаменитую «Северную деревню», на которой отчетливо виден переход Виноградова к импрессионизму.
Знаток и ценитель французской живописи, художник часто помогал коллекционерам.
В 1902 году в Париже Виноградов консультировал Михаила Морозова. Среди прочих москвичи отобрали работы Гогена, Сезанна, Дега. Самым успешным приобретением был «Портрет Жанны Самари» Ренуара, купленный за 20 тысяч франков у Амбруаза Воллара (сейчас хранится в Эрмитаже).
Оставшись в Париже, Виноградов часто посещал галерею Дюран-Рюэля и любовался работами импрессионистов. Больше других его восхищал Ренуар! - влияние французского живописца заметно на картине Виноградова «Испанская танцовщица (Отеро)» (1903).
В конце нулевых – начале десятых годов центральной темой творчества Сергея Виноградова становится дворянская усадьба.
Десять лет подряд он приезжал погостить в имение Головинка в Тульской губернии, принадлежащее Всеволоду Мамонтову.
Там писал жанровые картины, пейзажи и интерьеры: «Летом» (1908), «Цветник» (1910), «В доме» (1910), «Играет» (1914).
В 1912 году Виноградову присвоили звание академика.
Он оформляет детские книги. Участвует в европейских выставках Союза русских художников.
Это самый успешный период в жизни художника Сергея Виноградова: его картины раскупают еще до открытия выставок, он обретает личное счастье.
Женой 49-летнего Виноградова становится его бывшая ученица, 33-летняя Ирина Войцеховская.
После 1917 года усадебные картины оказались ненужными, даже враждебными и чуждыми новому советскому строю.
А революционной тематике и авангардной эстетике Виноградов был чужд. Некогда популярный кумир оказался не у дел.
Конечно, он продолжал руководить "Союзом русских художников", но и сам "Союз" становился другим, ему чуждым и неподвластным.
Хотя Сергей Арсеньевич благополучно продолжал дружить с новой властью. Неслучайно его попросили руководить организацией выставок картин русских художников за границей - в Европе, Америке, Канаде.
В 1923 году Виноградов становится председателем выставочного комитета «Выставки русского искусства» в Америке.
В декабре 1923 года вместе с художниками К.А. Сомовым и Ф.И. Захаровым выезжает из Москвы в Ригу, а оттуда на пароходе в Нью-Йорк.
В 1923 году С.А. Виноградов по пути в США впервые останавливается в Риге.
Город ему понравился, со стороны латышских художников он встретил теплый прием.
На обратном пути из Америки художник вновь оказывается в Риге. После Нью-Йорка Рига казалась совсем иным миром.
"Рига - затишье! - писал Виноградов. - Но какое милое затишье! Как оно было нужно мне утомленному! Теперь я всмотрелся детальнее. И сколько здесь материала художнику! Я еще застал кусочек жизни Взморья, "штранда", как его величают рижане. А в городе опять привлекательная старина в зданиях и целых улочках. Местами, точно декорации из "Фауста". Сады и парки застал я еще зелеными. И как хорошо смотрел на них, после Нью-Йорка особенно, где деревца не увидишь, кроме "Центро-Парка! Но ведь и он какой-то неестественный и совсем не певучий." 1925, 13 марта.В СССР Виноградов не вернулся.
Осенью 1924 года он поселился в Риге, вскоре туда приехала Войцеховская.
Здесь известный живописец провел последние тринадцать лет своей жизни.
Поначалу художник преподавал в студии Николая Богданова-Бельского, потом открыл собственную школу.
Он вернулся к пейзажам, на которые его вдохновила живописная природа Латгалии, и к религиозной тематике — на серии из 15-ти работ изображены виды Псково-Печерского монастыря, который в то время находился на территории Эстонии.
Часами работал на пленэре и все равно переживал, что мало успевает.
«Хотелось бы иметь две пары рук и два сердца,чтобы успеть запечатлеть все, что волнует», — писал Виноградов.В Латвии художник быстро добился признания и уважения.
Он печатал воспоминания о встречах с деятелями российской культуры: от Толстого и Шаляпина до Поленова и Левитана. Проводил выставки своих учеников и персональные выставки. В местной прессе писали:
«…Виноградов поразительный художник, к чему бы он ни прикоснулся, все вдруг начинает трепетать и светиться. По этим холстам разлита ласковая и восхитительная радость, в этом мире хочется жить».В январе 1938 года, после похорон друга-художника, Виноградов слег с воспалением легких. 4 февраля, за день до смерти, он сказал:
«А ведь я умру, хоть еще так хотелось бы поработать».
Источник: Артхив, Лариса Кузора
© 2025, Скурихина Тамара Петровна 22