- Интеллектуальная одаренность. Таких детей называют «светлыми головами» и «надеждой школы». Как правило, такие дети почти всегда вступают в конфликт с педагогами, оспаривают правоту, иногда конфликт перестает в принципиальное несогласие педагога с ребенком, и ребенок либо замыкается в себе, либо попадает в разряд трудновоспитуемых;
- Академическая одаренность. Дети этого вида, прежде всего, блестяще учатся. Академическая одаренность имеет свои подвиды: 1) дети с широкой способностью к обучению (легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех сферах учебной деятельности); 2) дети, у которых повышенные способности к усвоению знаний проявляются лишь в одной или несколько близких областях деятельности (в точных науках или в гуманитарных);
- Художественная одаренность. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности: в музыке, танце, живописи, сценической деятельности и т.д.
- Организаторская (лидерская) одаренность. Она характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими; предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию;
- Психомоторная (спортивная) одаренность. Следует отметить: бытующее мнение о пониженных умственных способностях спортсменов не соответствует действительности. Дети со спортивной одаренностью далеко не всегда хорошо учатся. Это связано, прежде всего, с недостатком времени и соответствующего желания, у них другие интересы. Однако, если у детей, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться.
«Одаренные дети требуют особого внимания», поэтому педагог, работающий с подобными детьми должен иметь ряд качеств. Он должен быть позитивным образцом для подражания, иметь высокий социальный интеллект, коммуникативные, ораторские и организаторские способности, быть гибким в поведении, толерантным к суждениям и людям. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые значимы в общении с любым одаренным ребенком:
- Целеустремленность, эмоциональная стабильность, адекватная самооценка, умение объективно оценивать успехи одаренных детей;
- Высокая теоретическая подготовка, стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
- Наличие организаторских способностей;
- Доброжелательность, чуткость, педагогический такт;
- Знание возрастной психологии;
- Профессиональная компетентность.
Советы педагогам по работе с одаренными детьми:
- Сотрудничайте с родителями одаренных детей;
- Поощряйте детей – это стимулирует их к совершенствованию;
- Обеспечивайте благоприятную эмоциональную атмосферу ;
- Направляйте энергию школьников в нужное русло;
- Будьте справедливы – все дети очень уязвимы;
- Побуждайте детей к вопросам;
- Мотивируйте к участию в различных конкурсах;
- Способствуйте развитию способностей детей, не забывая при этом развивать свой талант, личностные черты и деловые качества.
Исследования отечественных психологов подтверждают: количество одаренных детей с каждым годом возрастает, что и обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одаренности. Сложно предвидеть дальнейший ход умственного развития ребенка, но это не означает, что ранние признаки выдающихся способностей можно игнорировать.
Что такое одаренность?
В психолого-педагогическом и медицинском аспектах одаренность – это отклонение от среднестатистической линии развития человека, превышение по основным показателям развития, прежде всего развития интеллекта.
У одаренных детей высокоразвита потребность во внимании взрослых. Происходит это в силу их природной любознательности и стремления к познанию.