СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В волшебном мире чисел
В мире чисел нередко встречаются удивительные равенства и соотношения. Вот некоторые из них.
Симметричные произведения
Взгляните на следующие равенства:
12 ? 42= 24 ? 21,
102? 402= 204 ?201,
1002 ?4002=2004 ?2001,
10002? 40002=20004? 20001.
Замечательная симметрия – не правда ли? Этот ряд неравенств можно продолжить – стоит лишь заметить, что
( +2) ?(4? +2)=(2? +4)?(2? +1).
(При п=1,2,3,4 получаются наши равенства.)
«Стойкие» квадратные числа
Кто не знает, что 121 – «квадратное число»: оно равно. Интересно, что это число обладает некоторой «стойкостью» - является квадратным не только в десятичной, но и в любой другой системе счисления, основание которой больше двух.
В самом деле, пусть основание системы счисления равно а и а :
=1? +2?а+1=(,
то есть есть квадрат числа, полученного прибавлением единицы к основанию системы.
Возведение в квадрат
Посмотрите, как оригинально можно возвести в квадрат числа 44, 55, 66:
16 25 36
+ 1616 + 2525 + 3636
16 25 36
1936 3025 4356
Подобным же образом можно найти,. А всё здесь упирается в равенство
В самом деле, например, для имеем
=( =16? 121=16? (10+101+10)=160+1616+160.
Полученный результат можно представить в виде вышеприведённой первой записи.
Аналогично, если воспользоваться равенством
=12321=100+1010+10101+11010+100,
можно установить своеобразный способ возведения в квадрат некоторых трёхзначных чисел. Например,
=( =25·12321=25(100+1010+10101+100)=
2500+25250+252525+25250+2500).
На основании полученных равенств можем написать
25 36
2525 3636
+ 252525 + 363636
2525 3636
25 36
308025 443556
Этот оригинальный способ можно применять и для нахождения квадратов четырёхзначных, пятизначных,… чисел рассмотренного типа.
Необычные вычисления
Числовые треугольники
5 8 7
+ 65 48 17
465 + 648 417
9465 96 48 3417
19465 89648 53417
29465 18 9648 453417
289648 7453417
67453417
567453417
3567453417
73567453417
77777777777
Числовая пирамида
1 8+1=9
12 8+2=98
123 8+3=987
1234 8+4=9876
12345 8+5=98765
123456 8+6=987654
1234567 8+7=9876543
12345678 8+8=98765432
123456789 8+9=987654321
Удивительные равенства
Существуют числа, обладающие интересным свойством:
если переставить цифры числа в обратном порядке, то квадрат вновь образованного числа получится, если в квадрат первоначально заданного числа также записать цифры в обратном порядке. Например:
=144; =441; =12769;
=10404, =40401. =96761.
Занятное расчленение чисел
= 82 + = 100 – 9
= 116 - = 100 + 8
= 368? - = 200 – 8
= 436? - = 200 + 9
= 846? + = 300 – 9
= 954? - = 300 + 9
В волшебном мире чисел
В мире чисел нередко встречаются удивительные равенства и соотношения. Вот некоторые из них.
Симметричные произведения
Взгляните на следующие равенства:
12 ? 42= 24 ? 21,
102? 402= 204 ?201,
1002 ?4002=2004 ?2001,
10002? 40002=20004? 20001.
Замечательная симметрия – не правда ли? Этот ряд неравенств можно продолжить – стоит лишь заметить, что
( +2) ?(4? +2)=(2? +4)?(2? +1).
(При п=1,2,3,4 получаются наши равенства.)
«Стойкие» квадратные числа
Кто не знает, что 121 – «квадратное число»: оно равно. Интересно, что это число обладает некоторой «стойкостью» - является квадратным не только в десятичной, но и в любой другой системе счисления, основание которой больше двух.
В самом деле, пусть основание системы счисления равно а и а :
=1? +2?а+1=(,
то есть есть квадрат числа, полученного прибавлением единицы к основанию системы.
Возведение в квадрат
Посмотрите, как оригинально можно возвести в квадрат числа 44, 55, 66:
16 25 36
+ 1616 + 2525 + 3636
16 25 36
1936 3025 4356
Подобным же образом можно найти,. А всё здесь упирается в равенство
В самом деле, например, для имеем
=( =16? 121=16? (10+101+10)=160+1616+160.
Полученный результат можно представить в виде вышеприведённой первой записи.
Аналогично, если воспользоваться равенством
=12321=100+1010+10101+11010+100,
можно установить своеобразный способ возведения в квадрат некоторых трёхзначных чисел. Например,
=( =25·12321=25(100+1010+10101+100)=
2500+25250+252525+25250+2500).
На основании полученных равенств можем написать
25 36
2525 3636
+ 252525 + 363636
2525 3636
25 36
308025 443556
Этот оригинальный способ можно применять и для нахождения квадратов четырёхзначных, пятизначных,… чисел рассмотренного типа.
Необычные вычисления
Числовые треугольники
5 8 7
+ 65 48 17
465 + 648 417
9465 96 48 3417
19465 89648 53417
29465 18 9648 453417
289648 7453417
67453417
567453417
3567453417
73567453417
77777777777
Числовая пирамида
1 8+1=9
12 8+2=98
123 8+3=987
1234 8+4=9876
12345 8+5=98765
123456 8+6=987654
1234567 8+7=9876543
12345678 8+8=98765432
123456789 8+9=987654321
Удивительные равенства
Существуют числа, обладающие интересным свойством:
если переставить цифры числа в обратном порядке, то квадрат вновь образованного числа получится, если в квадрат первоначально заданного числа также записать цифры в обратном порядке. Например:
=144; =441; =12769;
=10404, =40401. =96761.
Занятное расчленение чисел
= 82 + = 100 – 9
= 116 - = 100 + 8
= 368? - = 200 – 8
= 436? - = 200 + 9
= 846? + = 300 – 9
= 954? - = 300 + 9
В волшебном мире чисел
В мире чисел нередко встречаются удивительные равенства и соотношения. Вот некоторые из них.
Симметричные произведения
Взгляните на следующие равенства:
12 ? 42= 24 ? 21,
102? 402= 204 ?201,
1002 ?4002=2004 ?2001,
10002? 40002=20004? 20001.
Замечательная симметрия – не правда ли? Этот ряд неравенств можно продолжить – стоит лишь заметить, что
( +2) ?(4? +2)=(2? +4)?(2? +1).
(При п=1,2,3,4 получаются наши равенства.)
«Стойкие» квадратные числа
Кто не знает, что 121 – «квадратное число»: оно равно. Интересно, что это число обладает некоторой «стойкостью» - является квадратным не только в десятичной, но и в любой другой системе счисления, основание которой больше двух.
В самом деле, пусть основание системы счисления равно а и а :
=1? +2?а+1=(,
то есть есть квадрат числа, полученного прибавлением единицы к основанию системы.
Возведение в квадрат
Посмотрите, как оригинально можно возвести в квадрат числа 44, 55, 66:
16 25 36
+ 1616 + 2525 + 3636
16 25 36
1936 3025 4356
Подобным же образом можно найти,. А всё здесь упирается в равенство
В самом деле, например, для имеем
=( =16? 121=16? (10+101+10)=160+1616+160.
Полученный результат можно представить в виде вышеприведённой первой записи.
Аналогично, если воспользоваться равенством
=12321=100+1010+10101+11010+100,
можно установить своеобразный способ возведения в квадрат некоторых трёхзначных чисел. Например,
=( =25·12321=25(100+1010+10101+100)=
2500+25250+252525+25250+2500).
На основании полученных равенств можем написать
25 36
2525 3636
+ 252525 + 363636
2525 3636
25 36
308025 443556
Этот оригинальный способ можно применять и для нахождения квадратов четырёхзначных, пятизначных,… чисел рассмотренного типа.
Необычные вычисления
Числовые треугольники
5 8 7
+ 65 48 17
465 + 648 417
9465 96 48 3417
19465 89648 53417
29465 18 9648 453417
289648 7453417
67453417
567453417
3567453417
73567453417
77777777777
Числовая пирамида
1 8+1=9
12 8+2=98
123 8+3=987
1234 8+4=9876
12345 8+5=98765
123456 8+6=987654
1234567 8+7=9876543
12345678 8+8=98765432
123456789 8+9=987654321
Удивительные равенства
Существуют числа, обладающие интересным свойством:
если переставить цифры числа в обратном порядке, то квадрат вновь образованного числа получится, если в квадрат первоначально заданного числа также записать цифры в обратном порядке. Например:
=144; =441; =12769;
=10404, =40401. =96761.
Занятное расчленение чисел
= 82 + = 100 – 9
= 116 - = 100 + 8
= 368? - = 200 – 8
= 436? - = 200 + 9
= 846? + = 300 – 9
= 954? - = 300 + 9
Свойства интересные и удивительные.
Некоторые приёмы устных вычислений.
В своей работе я использую различные способы быстрых вычислений. Они развивают память учащихся, быстроту их реакции, воспитывают умение сосредоточиться. Навыки устных вычислений являются важным элементом общего и математического развития. Устные упражнения в сочетании с другими видами упражнений способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию логического мышления, сообразительности, памяти, творческих начал и волевых качеств. Проведение устных упражнений повышает интерес к математике, развивает внимание, наблюдательность и смекалку учащихся, способствует более прочному усвоению программы, помогает учителю дисциплинировать учащихся, воспитывать у них навыки самостоятельности, умение ценить время.
В целях выработки прочных навыков рекомендуется проводить устные вычисления на применение особых приёмов не реже одного раза в неделю. В начале занятий учитель проводит устные упражнения по материалу, заданному для повторения. После изложения новой темы уместно предложить учащимся устные задания на выработку умений и навыков по этой теме.
Устные упражнения проводятся не только в начале урока, но и в середине урока.
Во время устного счёта учитель вырабатывает у учащихся полезные навыки,
Определяет знания по той или иной теме, принимает меры для устранения замеченных недостатков, ставит ученикам оценки, которые проявили активность в работе, инициативу, самостоятельность и оригинальность мышления.
Устным вычислениям, как одной из форм обучения математике, в советской школе всегда отводилось должное место.
Устному счёту уделял большое внимание известный русский деятель в области просвещения доктор естественных наук Сергей Александрович Рачинский (1832 – 1902). Одним из его учеников и был будущий художник – академик Коля Богданов – Бельский. Он потом писал: «На дорогу меня вывел вот он… Удивительный человек, учитель жизни. Я всем ему обязан».
С.А.Рачинский обращал на то, что способность к умственному (устному ) счёту полезна и в отношении практическом, и как средство для здоровой умственной гимнастики. Он всегда учил детей решать быстро, оригинально,
красиво; учил видеть неожиданные, особые свойства чисел и соотношения между ними.
Пример:
84 84=(7 12) (7 12)=49 144=50 1 144)=7200-144=7056
Каждый из вас видел репродукцию с талантливой картины художника Устный счёт в народной школе с.А.Рачинского».
Сергей Александрович был одним из выдающихся профессоров Московского университета. Его глубоко волновала тяжёлая судьба русского крестьянина. В 1875 учёный едет в село Татево Смоленской губернии и открывает народную школу, в которой обучает крестьянских детей. В картине «Устный счёт» художник хорошо передал урок математики своего ученика. На доске пример:
+ + + + :365.
Решите его устно.
+ + = +
Б.А. Кордемский в книге «Математическая шкатулка» писал:
«Покопайтесь в огромном месиве чисел, которых больше, чем руды в земле, и вы найдёте свойства интересные и удивительные, диковинные и забавные, неожиданные и курьезные».
Привитие ученикам элементов поисковой, творческой работы положительно сказывается на формирование их личности.
© 2016, Трусова Мария Павловна 1531