СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ранний возраст, особый период в жизни ребенка. Главным и важнейшим приобретением этого возраста – речь. Речь – специфическая человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Самым главным в речевом развитии детей данного возраста является стимулирование его активной речи. Поэтому важно именно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, способствуя полноценному развитию ребенка.
Развитие речевой активности в детском саду осуществляется во всех видах деятельности детей: через режимные моменты, самостоятельную игру, занятия с развитием двигательной активности, а также на занятиях по развитию речи с использованием наглядных средств. Но наиболее эффективная, на мой взгляд, театрализованная деятельность. Потому что театр для ребенка – это всегда праздник и яркие незабываемые впечатления.
Особенность театрализованной деятельности в раннем возрасте заключается в использовании театрализованных игр. Театрализованные игры – один самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. А играть дети любят в любом возрасте, особенно перевоплощаясь в кого-то или во что-то. В процессе этой деятельности стимулируется активность речи за счет расширения словарного словаря, совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается фонетический слух, восприятие и понимание речи взрослого, подражание звукам и словам, запоминание слов, произвольность употребления усваиваемых слов в целях общения.
Для того чтобы работа принесла положительный результат необходимо преобразовать предметно-развивающую среду группы таким образом, чтобы она обеспечивала творческое и речевое развитие детей на основе театрализованной деятельности, расположив близко друг к другу центр книг и центр театрализованной деятельности и ряженья. В центре книг поместили книги по возрасту и по изучающей теме, иллюстрации к сказкам. В центре театрализованной деятельности и ряженья – ширму, предметы ряженья, шапочки, маски, декорации, пальчиковый театр и театр игрушек.
На первом этапе для развития речевой активности мы формировали у детей раннего возраста умение слушать образную речь, запоминать разнообразные слова и речевые обороты.
Когда только малыши пришли в детский сад, для установления эмоционального контакта со всеми детьми, для их знакомства с группой, с игрушками мы использовали игры-драматизации, такие как:
игра – имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробушки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);
игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и спрятался за дерево);
игра-импровизация под музыку («Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку» и т.д.)
однотемные бессловестные игры-импровизации с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает педагог («Катя, Катя маленькая…», «Заинька поплеши…», «Киска, киса брысь» и т.д.)
Театрализованные игры проводили с начала индивидуально, а затем со всеми детьми. Более смелого малыша сажали на колени и приговаривали: «Поехали, поехали с орехами, с орехами…» или «Сорока-ворона». Так постепенно вовлекая одного ребенком в игру, все дети включались в игровую деятельность: подходили ближе и выполняли простые движения. Таким образом дети постепенно превращаются из пассивных слушателей в активных участников беседы, их речь заметно активизировалась, и они уже с желанием вступали в речевое взаимодействие.
На втором этапе особое внимание мы уделяли звукоподражанию, используя для этого мягкую игрушку, резиновую фигурку или куклу из театра. Например: «Посмотрите к нам гости пришла кошка. Как она мяукает?». Дети принимали участие в деятельности с большим интересом.
Для развития речевой активности в раннем возрасте мы также использовали коллективные задания со звукоподражанием, как один из эффективных методических приемов. Например: «Ребятки, сейчас мы с вами в лесу, и я превращаю вас в медвежат…» (дети ходят как медвежата и рычат), «Сейчас я превращаю вас в маленьких мышат. Вы стали такими маленькими, что я вас не вижу. А может быть я вас тогда услышу…» (дети пищат). Моментально группа наполнялась ожившими животными. Пассивных детей не было. Все малыши изображали то злого волка, то храброго петушка. Мы сопереживали вмесите с детьми, показывали движения и голоса героев, а дети, в свою очередь подражая нам закрепляли звуки, запоминали определённые слова [3, с. 8].
Необходимо отметить, что театрализованная деятельность способствуют не только развитию умственной деятельности, но и тесно связана с совершенствованием речи детей раннего возраста: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй и способствует его речевой активности. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.
© 2024, Васильева Алена Александровна 157