СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: Широкая Масленица
Ход урока
2. Актуализация знаний.
- Какой праздник мы отмечали в воскресенье на улице? Прочитайте пословицы.
На горах покататься, в блинах поваляться.
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.
Маслёна не на век дается.
3Самоопределение к деятельности
На доске вы видите пословицы о празднике, который очень любили наши предки. Какой это праздник?
Беседа с учащимися, в ходе которой ребята рассказывают о том, что они знают о Масленице.
Да, действительно, Масленица - один из старейших праздников, который пришёл к нам из языческой Руси.
4. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
1)Звучит песня «Ой, блины, блины, блины…» и открывается презентация. Далее идёт работа с презентацией под музыку П.И.Чайковского.
Масленица в России еще с давних времен является самым веселым, шумным народным праздником. Каждый день этой недели имеет собственное название, которое говорит о том, что в этот день надо делать.
Масленица по традиции это не только блины дома, в гостях и в трактире, и прямо на улице. Предназначение Масленицы это помочь прогнать зиму и разбудить природу ото сна. На это и направлены все традиции этого замечательного праздника.
В некоторых регионах России, к Масленице готовились заранее еще с субботы предыдущей недели, в которую отмечали «малую Масленку». Это происходило так: ребята небольшими группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали тех, кто возвращался с покупками из города или с базара, спрашивая: «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал: «Нет», того лупили этими лаптями.
В воскресенье перед Масленицей на Руси ходили в гости к родственникам, друзьям, соседям, а также приглашали к себе. Так как в масленичную неделю не разрешалось есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, носило название «мясного воскресенья», в которое тестю было принято звать зятя «доедать мясо».
Понедельник Масленицы в России— это «встреча» праздника. В этот день по традиции устраивали и раскатывали ледяные горки. По русской примете, чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем намного лучше будет урожай и длиннее уродится лен. А для того, чтобы лучше росли растения, нужно по поверьям раскачиваться на качелях, причем, чем выше, тем больше счастья.
Вторник Масленицы в России — это по традиции «заигрыш», в который начинаются веселые игры, а за потеху и веселье по традиции кормят блинами.
Масленичная среда — это «лакомка». Название этого дня все объясняет. В среду принято поступать прямо по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!» На первом месте в ряду множественных угощений, естественно, блины.
Четверг — это день «разгуляй». В этот день люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку» — т. е. по часовой стрелке вокруг города или деревни. Главное мужское занятие в четверг — оборона или взятие снежного городка.
Пятница — это «тещины вечера», когда зять едет «к теще на блины», а теща, безусловно, зятя встречает, и угощает блинами.
Суббота — традиционные «золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам, и угощаются блинами.
Последний день Масленицы в России по традиции – Прощеное воскресенье. Это красивый, гуманный русский обычай. Перед строгими днями Великого поста необходимо очистить душу, повиниться, попросить у всех прощения. А главное – простить всех самим.
В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы, так и в его символических похоронах.
2)Многие художники запечатлели празднование Масленицы на своих полотнах. (работа по иллюстрациям учебника)
– А какие дни празднования Масленицы показаны на их картинах?
3)Сегодня мы создадим коллективную работу «Масленица». Для этого разобьёмся на 3 группы:
1 группа будет работать над композицией «Масленичные развлечения»
2 группа – «Катания на тройках»
3 группа– «Угощение на столах».
5. Физминутка.
6. Самостоятельная работа
Ребята распределяют кто что будет рисовать, задача учителя тактично им в этом помочь.
Для создания более комфортной атмосферы во время работы показывается фрагмент мультфильма «Ишь ты, Масленица!»
7. Рефлексия.
Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Чему научились?
8. Итог урока
Выставка работ.
Анализ работ, что получилось, на что необходимо обратить внимание. (Лучшие работы детей вывешиваются на доску).
© 2021, Негода Екатерина Викторовна 267