СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии по работе с детьми с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ

  1. Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов;

  2. Лечение и оздоровление;

  3. Воспитание;

  4. Коррекцию нарушений развития;

  5. Социальную адаптацию.

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

  1. Ограниченные представления об окружающем мире.

  2. Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшие изменения в настроении.

  3. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство (во время урока через каждые 10-15 минут делать перерыв, интересоваться самочувствием ребёнка).

  4. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. При обучении такого ребёнка следует разговаривать с ним спокойным тоном проявлять доброжелательность и терпение.

ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

  1. Технология разноуровневого обучения

  2. Коррекционно-развивающие технологии

  3. Технология проблемного обучения

  4. Проектная деятельность

  5. Информационно-коммуникационные технологии

  6. Здоровьесберегающие технологии

  7. Игровые технологии

  1. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ

Относительно новая технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.

Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.

Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.

А в настоящее время технология разноуровневого обучения является одним из ключевых направлений школы.

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.

На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.

Технология проблемного обучения

  • представляет собой современную образовательную технологию деятельностного подхода;

  • позволяет реализовать требования ФГОС.

Проблемное обучение - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Проблемно-диалогический урок

1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками.

Каких метапредметных и личностных результатов позволяет достичь проблемный урок?

  1. Регулятивные – умение решать проблемы

  2. Коммуникативные – вести диалог

  3. Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.

  4. Личностные – в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

Технология проблемно-диалогического обучения является

  • Результативной, обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;

  • Здоровьесберегающей, позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний; является хорошим средством от избытка информации.

  • Общепедагогической, реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

  1. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Задача педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Система коррекционно-развивающего обучения направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию.

Коррекционно-развивающие технологии содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

В педагогической практике любая технология с коррекционной направленностью становится одной из ведущих, только надо знать, где её можно рациональнее применить.

  1. Технология проблемного обучения.

  2. Технология уровневой дифференциации.

  3. Информационные компьютерные технологии.

  4. Игротерапия.

  5. Здоровьесберегающие технологии.

Использование здоровьесберегающих технологий обучения в общеобразовательной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

- Пальчиковая гимнастика А.П.Савиной.

- Гимнастика для глаз Е.А.Каралашвили.

- Дыхательная гимнастика.

- Мимическая гимнастика.

- Занятия в спортивных кружках и секциях.

- Релаксирующие упражнения.

- Элементы музыкотерапии.

- Элементы цветотерапии.

- Зрительная гимнастика.

- «Динамические паузы».

- Элементы самомассажа.

- Прогулки

- Пешеходные экскурсии.

  1. Песочная терапия

Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, педагоги, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях.

Общие условия организации песочной терапии. В качестве песочницы используется большой ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева, голубой и жёлтый цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо, солнце.

  1. Сказочная куклотерапия.

Куклотерапия — это метод комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний, которые мы преподносили в разных видах деятельности.

Разработаны и применяются следующие виды кукол: петрушечные куклы, вязанные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «Куклы-рукавички»,комбинированная кукла, куклы-марионетки.

Благодаря разнообразию кукол, можно менять различные виды деятельности, поэтому ребята быстро не утомляются. Становится возможной и постановка кукольных спектаклей. А это, в свою очередь, даёт детям возможность создавать творческий продукт, адресованный не только им самим, но и другим людям.

Благодаря куклотерапии создается особая "терапевтическая" среда, стимулирующая развитие личности ребенка, укрепляется союз с педагогом, а также достигаются следующие результаты:

- развивается речь детей;

- развивается эмоциональная и моторная адекватность;

- развиваются коммуникативные навыки;

- пространственная ориентация;

- укрепляется союз с родителями.

Используя разнообразные коррекционно-развивающие технологии, педагоги смогут помочь детям преодолеть трудности в освоении основной образовательной программы.

  1. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Игровые технологии способствуют

  • развитию активности в силу возможностей и способностей детей, творческих способностей детей, развивают эмоциональное восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки.

  • развивают возможности для формирования личности обучающихся, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий так и специализированный характер.

Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.

Игровую технологию можно использовать в качестве

  • части урока

  • в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие.

Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала.

Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.

Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка.

Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка.

  1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. Активно использовать на уроках компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.

В учебно-воспитательном процессе используют:

- компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;

-мультимедийные презентации на уроках и внеклассных мероприятиях.

Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным.

-тестовые технологии (электронные тесты, электронные кроссворды, интерактивные кроссворды, интерактивные игры и тренажеры по определённой теме).

-аудиовизуальные технологии

- компьютерные тренажеры.

В современной практике постоянно растёт роль тестирования как одного из методов педагогических измерений. Используются для глубокого усвоения знаний и контроля знаний. Контроль и самопроверку знаний позволяют осуществить электронные кроссворды. Большой интерес вызывают интерактивные кроссворды, позволяющие проверить правильность ответов. В случае правильно названных ответов, в поле кроссворда появляется слово и иллюстрация, в противном случае звучит музыка, или появляется слово «подумай». Интересными для учителя и учащихся являются интерактивные игры и тренажеры по определённой теме.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Педагогический процесс постоянно обогащается новыми технологиями. Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы специального заведения на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению проблем. Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, конкретных условий, а также от показаний заболеваемости ребёнка. Умственно отсталый ребёнок, как и всякий ребёнок, растёт и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей. Обучение умственно отсталого ребёнка с применением здоровьесберегающих методик имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.

Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в следующих формах:

- Закаливающие процедуры.

Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни.

- Двигательная разминка.

Её цель - предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий что способствует более быстрому восприятию программного материала. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

- Утренняя гимнастика.

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки.

- Проведение физкультминуток.

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. - Гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

-Дыхательная гимнастика.

От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.

- Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

- Подвижные игры на свежем воздухе.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

- Профилактика, сохранение и развитие психофизического здоровья детей.

В заключение хотелось бы отметить, что применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ОВЗ приводит к следующим результатам: у ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе. Здоровьесберегающие технологии помогают сохранить детям здоровье, заложенное природой, поддерживать их позитивное и эмоциональное состояние, способствуют физическому развитию ребёнка. Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

Заключение

Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям учащиеся овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию».

12.08.2020 13:44


Рекомендуем курсы ПК и ПП