СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии в образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандарта на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Важнейшая цель образования – это формирование современных ключевых компетенций, то есть системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Таким образом, появляются новые особенности построения и проведения современного урока в рамках ФГОС с применением системно - деятельностного подхода.

При системно-деятельностном подходе перед учителем стоит задача гораздо более сложная, чем просто «вложить» в ученика определенную сумму биологической информации. Системно-деятельностный подход -это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

С этой целью на уроках я использую разнообразные типы деятельности учащихся: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблем, широко использую активные и интерактивные методы. При этом биологические знания запоминаются не путем их заучивания, а путем их многократного употребления для решения проблемных задач с использованием этих знаний.

При организации системно–деятельного подхода на уроках биологии я использую элементы следующих технологий:

Технология личностно-ориентированного обучения, основанного на личностном подходе. Данная технология позволяет сформировать такие общеучебные умения как мыслить, анализировать, используется личностный опыт ученика. У кого-то есть приусадебные хозяйства и поэтому многие вопросы биологии растений им хорошо знакомы, интересны и полезны:

  • Зачем окучивают картофель?
  • Зачем проводят пасынкование, пикировку?
  • Почему нужно убирать ботву?

У многих есть домашние животные и им будут интересны вопросы об их поведении, инстинктах.

А все, что касается самого человека непосредственно всегда вызывает неподдельный интерес и желание разобраться во всех тонкостях вопросов.

  • Почему хорошая хозяйка яйца в холодильнике хранит не мытыми, а перед использованием все же моет?
  • Почему «в темноте все кошки серы»?
  • Чем отличаются группы крови?

Большинство из этих вопросов учитель вообще не формулирует, они возникают у самого ученика, а то что интересно ученику, будет хорошо изучено.

Технология разноуровневого обучения. Данное обучение осуществляю на всех этапах урока. При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты двух, трех уровней (разрабатываю сама). При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Самостоятельные и проверочные работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности. Контрольные работы составляю таким образом, чтобы они содержали задания разного уровня сложности. С пятого класса начинаю работу по подготовке к сдаче экзамена в формате ГИА и ЕГЭ, составляю работы таким образом, чтобы они содержали задания с выбором одного ответа из четырех, с выбором нескольких ответов, на соответствие, на умения давать краткий и полный ответ, на работу с рисунком, то есть полностью соответствовали КИМам.

Использую дифференцированное домашнее задание, которое состоит из инвариантной и вариативной части, даю возможность ученику выбрать задание самостоятельно. Предлагаю приготовить сообщения, рисунки, гербарии, фотографии, презентации, составить кроссворд. Технология проектного обучения направлена на выработку самостоятельных умений (постановки проблемы, целей и задач, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, предполагаемое решение). Практика показывает, что каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущения гордости за полученный результат. Для этого после завершения работы предоставляю возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний.

  1. Спасет ли селекция мир от продовольственной проблемы?
  2. Почему возникает аллергия?
  3. Нужно ли делать прививки?
  4. Плохое зрение – приговор?
  5. Зачем нужны дождевые черви?
  6. Наследственные признаки моей семьи.
  7. Можно ли победить микроорганизмы?
  8. Есть ли будущее у человека, как биосоциального вида?
  9. Сколько в еде пищи?
  10. Зимой фрукты свежие?

Исследовательский метод. Особое значение в изучении биологии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становится в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ. Так, при выполнении лабораторной работы в 6 классе «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» обучающиеся в ходе работы выдвигают предположения по строению какого органа растения можно определить принадлежность к определенному семейству. Для повышения мотивации к предмету, стимулирования учеников пятых, шестых классов часто предлагаю проведение домашних экспериментов, опытов, например, выращивание плесени и ведения дневника наблюдения, проращивание семян фасоли, наблюдения за ростом корня и др. Учащиеся должны представить результаты выполнения лабораторной работы по данной теме, таким образом, формирую умение в устной и письменной форме представлять свои исследования.

Рассмотренные формы работы позволяют реализовать познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

За счет интересных и познавательных уроков осуществляется привлечение внимания к биологии, активизируется желание учащихся к поиску новых знаний. Роль учителя заключается в вовлечении обучающихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, в создании продуктивной, результативной рабочей обстановки на уроке.

Разнообразные формы деятельности на уроках биологии позволяют формировать ученикам личный опыт - опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, природе, жизни, которое необходимо в современном быстро меняющемся мире

Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик - это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и образовательной системы в целом. А, главное, создаёт благоприятные условия для решения многочисленных педагогических проблем и помогает адаптироваться к современным условиям жизни.

Образование — это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились.

19.11.2022 00:31


Рекомендуем курсы ПК и ПП