СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современная педагогическая наука приоритетным направлением определяет организацию самостоятельной работы студентов в процессе их обучения. Специфика обучения иностранному языку в средних специальных технических учебных заведениях обуславливает особый подход к методике организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов.
Основная задача иностранного языка состоит в формировании умений и навыков речевого иноязычного общения. Обеспечение практической направленности в обучении иностранному языку тесно связано с необходимостью усиления внимания к формированию умений самостоятельно работать над языком. От курса к курсу следует увеличивать объем самостоятельной работы студентов, так как только на учебных занятиях (как бы эффективно они ни проходили) изучить иностранный язык нельзя. В настоящее время для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы при обучении иностранному языку и активного формирования речевых компетенций студентов я успешно применяю оборудование и ресурсы лингафонного кабинета (языковой лаборатории, оснащенной ТСО). Преимущества такой формы организации самостоятельной работы следующие:
- время на занятии используется экономнее и рациональнее;
- студенты накапливают «блоки языка», которые затем можно использовать в аудитории, где имитируются условия общения страны изучаемого языка, а лаборатория снабжает их необходимым материалом для успешного осуществления речевой деятельности на иностранном языке;
- студент, повторяя вслух за диктором, в то же время работает индивидуально;
- каждый работает в своем темпе, практикуется, ошибается и корректирует ошибки без свидетелей, повторяет одно и то же столько раз, сколько необходимо для запоминания;
- наушники создают полную изоляцию и стопроцентную концентрацию внимания на языковом материале (на магнитных записях могут быть зафиксированы голоса носителей языка разного тембра, а также голоса людей разного возраста и говорящих на разных диалектах, что способствует обучению пониманию иноязычной речи со слуха);
- выполнение соответствующих заданий после прослушивания способствует развитию речевых компетенций в разных видах речевой иноязычной деятельности.
Можно выделить следующие возможные виды самостоятельной работ в языковой лаборатории: выполнение упражнений, направленных на выработку умений и навыков аудирования; традиционные тренировочные упражнения по образцам и тренировочные упражнения, выполнение которых требует творческого подхода; упражнения, направленные на выработку умений и навыков говорения; проблемные упражнения и другие. Я применяю лингафонное оборудование практически на каждом занятии. Ресурсы лингафонного кабинета дают мне больше возможностей для отработки интонации, правильного произношения отдельных звуков, для обучения пониманию иноязычной речи на слух, в формировании умений правильно употреблять лексические единицы и грамматические структуры.
Для самостоятельной тренировки я отбираю упражнения, соответствующие уровню обученности студентов данной группы, стараюсь дифференцировать работу, распределяя упражнения основного, повышенного и пониженного уровня трудности, используя различные режимы работы лингафонного оборудования (общий, групповой, режим ведения диалога). Регулярная тренировка (даже в течение 5-8 минут на каждом занятии) помогает студентам быстрее овладеть фонетическим строем языка, способствует более прочному усвоению лексического и грамматического материала, учит инициативной речи. Использование лингафонного оборудования позволяет также повысить качество подготовки студентов по дисциплине «Иностранный язык». Студенты лучше понимают на слух иноязычную речь как в беседе с преподавателем, так и при прослушивании записи, умеют фонетически верно произнести слово, прочитать текст, правильно употребить грамматическую форму. Все это повышает интерес студентов к изучению иностранного языка и навыки владения им.
Использование лингафонного оборудования и ресурсов кабинета при организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов способствует более глубокому и прочному усвоению языкового материала, формирует умения самостоятельно работать над языком, развивает способность к самоконтролю, самокоррекции.
Все эти факторы, а также разнообразие видов упражнений, применяемых в лингафонных практикумах, позволяют успешно организовать аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов, активно формировать и развивать речевые компетенции в различных видах речевой деятельности и способствовать повышению мотивации и качества подготовки студентов по дисциплине «Иностранный язык».
© 2019, Карпова Ирина Леонидовна 302