© 2023, Мысык Елена Николаевна 318
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рассмотрим проблему формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников и этапы её становления.
Проблему безотметочного оценивания необходимо рассматривать исключительно в контексте другой – более серьезной, более масштабной проблемы начальной школы – проблемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться).
Цели безотметочного обучения в начальной школе
Педагогические условия и педагогические средства решения проблемы
Этапы становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников
1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс);
2 этап – совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое полугодие 4-го класса);
3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го – 5-й класс).
Два вида оценки
Ретроспективная оценка при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке.
Рефлексивная оценка – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия (см. работы Г.А. Цукерман). Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе особым образом
Педагогические приемы, средства и организационные формы формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников
Организация контрольно-оценочной деятельности
Если педагог хочет решить задачу развития младших школьников: научить их учиться самостоятельно, то ученики должны участвовать в процессе создания критериев и средств оценки, то есть проявлять оценочную самостоятельность
Задачи контроля
Требования к организации контроля
Критериальная оценка позволяет:
Правила оценочной безопасности
Формирование оценочной самостоятельности
Этап 1. Самооценка ученика предшествует учительской оценке: под руководством педагога ученик рисует шкалу, определяет критерий оценки (чему мы учились сейчас?), оценивает свою работу или ее часть.
Этап 2. Самооценка ученика дифференцируется: ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
Этап 3. Предметом совместной работы становится способ производства формальной оценки (например, бальной).
Этап 4. Приведение всех оценок к единому знаменателю, необходим способ перевода одной шкалы в другую.
Контрольно – оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам проверки.
Цель контрольно – оценочной деятельности -
- Обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдения их прав и свобод в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами, уважение их личности и человеческого достоинства.
- Установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам инварианта учебного плана, их универсальных учебных действий.
- Соотнесение этого уровня с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
- Контроль за выполнением учебных программ.
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся.
Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить:
Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования);
Использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
Оценку динамики образовательных достижений обучающихся;
Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;
Использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений младшего школьника;
Использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения.
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:
Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое)оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщённый результат накопленных за период обучения отметок.
Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения, соответствующие учебным целям. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и обучающимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребёнка.
Оценивать можно только то, чему учат.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
В системе оценивания в начальной школе по требованиям ФГОС используются:
Внутренняя оценка – это оценка самой школы (ребёнка, учителя, школьного психолога, администратора и др.). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результате самооценки обучающихся; в результате наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговых оценках обучающихся, и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.
Эффективность внутренней оценки зависит от того, насколько выбранные школой средства способствуют выполнению её двух основных функций.
Во-первых, обеспечивать обратную связь, информируя:
- обучающихся об их продвижении в освоении программы, об их сильных и слабых сторонах;
- учителей об эффективности их педагогической деятельности.
Во-вторых, обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение обучающихся; ориентировать на успех, отмечать даже незначительные продвижения, поощрять обучающихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в своём темпе и т.п.
Внешняя оценка – это оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и др.), результаты которой не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах.
Разработчики системы оценивания достижения планируемых результатов на уровне начальной школы рекомендуют использовать три вида оценивания:
Стартовая диагностика (на входе) в 1-ых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их «предметной» готовности.
Предметная стартовая диагностика проводится с целью:
- выяснения общего уровня готовности класса к изучению предметов;
- выяснения уровня готовности ребёнка и выявления его индивидуальных особенностей.
Следует помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребёнка отдельных знаний и / или навыков не является основанием для любых дискриминационных решений, а всего лишь указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы учителя с данным ребёнком в течение адаптационного периода и направления этой работы!
В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные, методы (наблюдения, самооценка) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ обучающихся.
Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщённый результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в том числе с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности.
Источниками таких данных служат заполняемые учителем по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты выполнения проверочных работ и различные папки работ обучающихся, составляющие портфолио.
Вместе с тем целесообразна и итоговая демонстрация общей подготовки обучающихся. Такая демонстрация может проводиться как в форме выставки результатов проектной работы, которая велась ребёнком на протяжении всего четвёртого года обучения под руководством учителя, так и в форме комплексной письменной работы, охватывающей наиболее существенные и значимые для дальнейшего обучения аспекты.
© 2023, Мысык Елена Николаевна 318