СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Загадка: - Надо ли учителю бояться новых стандартов?
Отгадка: - Нет! ТПД позволит реализовать требования ФГОС.
Нам постоянно приходится решать разные проблемы. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель, обдумываем варианты решения. А, получив результат, мы сравниваем его с целью, делая вывод – добились своего или нет.
В современном обществе востребована образованная личность, способная творчески мыслить, чётко выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения. Однако, репродуктивная передача суммы знаний подрастающему поколению уже не является залогом его успешной интеграции в социум.
Формирование универсальных учебных действий учащихся, является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём.
Образовательная среда в учреждении, основным элементом которой являются мониторинговые процедуры, побуждает педагога вести сравнительный анализ достижений со средним показателем по лицею, району, республике, что позволяет проследить динамику развития, определить проблемы, наметить пути их решения.
Анализ результатов обучения выпускников начальной школы 2011 года: при 100% успеваемости, средние показатели качества обучения, средний уровень обученности, школьной мотивации и воспитанности, заставил меня задуматься над вопросом: какими методами, приемами, технологиями необходимо владеть современному педагогу для развития личности, востребованной обществом?
На методическом объединении учителей начальных классов я обобщила опыт работы по технологии проблемного диалога (автор кандидат психологических наук Елена Леонидовна Мельникова). Это современная образовательная технология деятельностного типа, которая позволяет реализовать требования ФГОС в плане формирования универсальных учебных действий.
Мне хотелось довести до коллег центральную идею обучения детей в обычной школе - движущей силой развития человека должно стать творческое обучение.
На уроках по любому предмету мои ученики занимают позицию учёных, проходят все звенья научного творчества и открывают новые для себя знания.
На этапе введения знаний они формулируют тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Разумеется, такую работу дети проделывают в диалоге с учителем. А поскольку проблема и решение мне известны заранее, то к ним есть два пути: извилистая тропа догадок и царственная дорога логического вывода.
Побуждающим диалогом подвожу детей к мыслительной работе. На этапе постановки проблемы создаю проблемную ситуацию, а затем произношу специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками, после чего начинается поиск решения.
Прием 1. Проблемную ситуацию создаю с одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений.
Например: «Окружающий мир», 3 класс. Знакомясь с темой «Память о прошлом» специально выстроенным диалогом подвожу детей к мысли, что путешествовать в прошлое нельзя – это сказка. Затем опять же с помощью диалога подвожу к противоположной мысли, что путешествовать в прошлое можно. Сравнив два утверждения, спрашиваю: «Какой возникает вопрос?» выявляется учебная проблема: « Как можно путешествовать в прошлое?»
Прием 2. В своей работе использую прием создания проблемной ситуации со столкновением мнений учеников или практическим заданием на новый материал.
Например: «Русский язык», 4 класс. Знакомясь с темой « Предложения с прямой речью» предлагаю ученикам записать предложения на листках бумаги, которое читаю вслух. Появляются разные варианты записей, которые вывешиваем на доску. Спрашиваю «Вас что-то удивляет? Задание было одно? А выполнили вы его как? Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Выявляется учебная проблема: «Как оформляются такие предложения на письме и как они называются?»
Прием 4. Создаю проблемную ситуацию с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание, не сходным с предыдущим.
Например: «Математика», 3 класс. Знакомясь с темой «Умножение трехзначных чисел на однозначное число» предлагаю ученикам сначала решить примеры на умножение двузначного числа на однозначное. Никто не испытывает затруднений. Затем предлагаю умножить трехзначное число на однозначное. Не могут. Спрашиваю: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Возникает учебная проблема: «Как решить такой пример?» Сформулируйте тему урока.
Подводящим диалогом развиваю логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы пошагово подвожу их к теме урока, а на этапе поиска решения выстраиваю логическую цепочку к новому знанию.
На этапе воспроизведения (проговаривания) знаний ученики создают продукт и представляют его классу. Выполняют такую работу дети только по специальному заданию. Оно называется – продуктивное, потому что предлагает ученику создать простой продукт (например, составить схему, сделать собственный вывод и сравнить его с авторским).
На уроке «открытия нового знания», работая с правилом, мои ученики создают опорный сигнал виде схемы. Постепенно эта схема наращивается, по мере открытия знаний.
Урок Русского языка, 3 класс. Предлагаю учащимся прочитать слова на доске, определить их общие признаки. Ребята говорят, что это слова-предметы, исходя из этого, формулируют тему урока. Работая в группе над правилом, создают схему по теме «Имя существительное».
На уроках применяю разные формы работы. Например, при ситуации с разбросом мнений использую групповую или парную работу, а если решается проблемная ситуация с затруднением, то работаю фронтально. Продуктивные задания (придумать, к примеру, схему) даю и группам, и парам.
Анализируя результаты работы, я убедилась, что технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, она может применяться очень широко:
во-первых, на уроках по самым разным предметам;
во-вторых, на школьных мероприятиях, классных часах, педагогических советах и даже родительских собраниях.
Технология проблемного диалога может использоваться в любой образовательной системе, но наиболее полно и последовательно она реализована в развивающей Образовательной системе «Школа 2100».
О результатах применения технологии разводит говорит диагностика.
Предметные результаты – качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии. Эти результаты оцениваю контрольными работами по предметам, которые состоят из репродуктивных и продуктивных заданий. За каждое умение ставлю отметку в таблицу требований.
Диагностику метапредметных и личностных результатов провожу по контрольно- измерительным материалам в начале и в конце учебного года. Результаты фиксирую в таблицы, что позволяет увидеть уровень каждого ученика и даёт возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. Сравнив результаты, я делаю вывод, по каким конкретным УУД он успешен, а по каким ему необходима поддержка.
Познавательные УУД формируются каждым компонентом технологии.
Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы.
Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения.
Коммуникативные УУД осваиваются за счёт варьирования форм обучения, работая в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли.
Регулятивные действия формируются центральными компонентами технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание.
Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником.
Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы, сформулированные выводы.
Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие.
Роль творца, усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности.
Отношения сотрудничества, формируют доброжелательность и уважение к людям.
Эта технология здоровьесберегающая – дети работают с особым интересом, а когда есть интерес, не нужно себя заставлять. О здоровьесбережении моих обучающихся можно говорить по уровню школьной мотивации (методика Р.В.Овчаровой ). Если в 1 классе высокий уровень имели 58%, средний – 37%, низкий – 4%, то спустя 2 года высокого уровня достигли – 79%, среднего – 20% и нет ни одного ученика с низким уровнем развития. На уроках отсутствует переутомление, обеспечивается комфортная атмосфера сотрудничества учителя и ученика. По мнению родителей, отношение которых к обучению отслеживается регулярно, отмечается положительная динамика в развитии их детей.
Повышение интереса учащихся к учёбе, к различным видам деятельности, формирование активной позиции проявляется в участии обучающихся в олимпиадах, конкурсах разного уровня и характера.
Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.
Каждый педагог имеет огромную возможность создать такой процесс обучения, в котором каждый обучающийся научится самостоятельно учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.
Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
Чтобы знания становились инструментами, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, обучающийся должен с ними работать, то есть применять, преобразовывать, расширять и дополнять. Задача педагога – создать для этого все условия.
© 2020, Боровикова Ирина Александровна 121