СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: “Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста через познавательную активность”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема моего выступления:

«Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста через познавательную активность».

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

На сегодняшний день тема безопасности человека очень актуальна. Родители, как никогда, испытывают тревогу за своих детей. Взрослые не могут быть постоянно рядом с детьми, оберегая и защищая их от опасности на улице, дома, на природе, на дороге, поэтому главная задача взрослых развитие самостоятельности и ответственности.

Задача нас, педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем современном мире и, с точки зрения ученых, включает в себя несколько направлений:

1. Идентификация опасностей – распознание опасностей и их источников.

2. Разработка превентивных, или предупредительных, мер.

3. Ликвидация возможных последствий.

Таким образом, формула безопасности гласит:

предвидеть опасность;

при возможности избегать;

при необходимости действовать.

Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:

Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – все избежать, А где надо – на помощь позвать.

Изучив материалы по данной теме, проведя анкетирование родителей и мониторинг воспитанников, я выявила ряд противоречий:

- потребность в формировании основ безопасности и отсутствие целенаправленной работы по данному направлению;

- между современными требованиями, предъявляемыми к профессиональной компетенции воспитателя, и низким уровнем использования активных форм и методов взаимодействия с воспитанниками;

- между непониманием важности данной проблемы родителями и необходимостью совместного взаимодействия по формированию основ безопасной жизнедеятельности детей.

Таким образом, из данных противоречий следует вывод: необходимо обобщить уже имеющийся опыт работы по данной теме, систематизировать и привнести в работу актуальные, современные эффективные технологии по формированию основ безопасности детей, а так же просвещению родителей.

Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности мы осуществляем в дошкольном образовательном учреждении. Выбрав различные виды деятельности, учитываем то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а также облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний.

С ранних лет ребенок вступает во взаимодействие с окружающим его миром. Он познает его. Но не все в окружающем мире ребенку понятно и безопасно. Наша задача – обезопасить жизнь детей, вооружив их элементарными знаниями и умениями, помогающими найти выход при встрече с незнакомыми явлениями в окружающем мире, выжить в нем.

Для реализации задач воспитания безопасного поведения дошкольников используем различные формы организации деятельности детей :

1.Мультимедиа технологии. В частности, любимый детьми метод – мульттерапия. Данную технологию считаю своевременной для обучения и развития навыков правильного поведения детей дошкольного возраста. Обучающие мультфильмы «Азбука безопасности» с героями любимых мультиков «Смешарики» способствуют воспитанию мотивации к безопасности и формированию системы знаний об источниках опасности, средствах предупреждения и преодоления трудностей.

2. Методика кейс-технологии, с использованием сюжетных картин «Уроки безопасности» и интерактивных презентаций, игр, в процессе решения проблемных ситуаций позволяет сформировать у дошкольников компетенции безопасного поведения и быть психологически готовыми к преодолению опасных ситуаций. Данную методику можно использовать и как диагностический аспект: «Безопасность на отдыхе», «Бережем свое здоровье», «Съедобное-несъедобное» и т.д.

3. Проектная деятельность. В реализации проектной деятельности участвовали все участники образовательных отношений: дети, их родители и педагоги (были созданы дидактические игры, пособия и поделки по ОБЖ, проведены тематические встречи и конкурсы).

2.Чтение художественной литературы «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка» рассматривание иллюстраций по теме безопасности.

5. Дидактические игры, сюжетно – ролевые игры,

6. Театрализованная деятельность с воспитанниками.

7. Лэпбуки. Их использование позволяет решать задачи обучения на принципиально новом уровне, так, как в одной папке собран различный материал по теме, что позволяет в форме игры обобщить, закрепить, систематизировать имеющиеся знания детей о безопасности.

Поскольку ведущим видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте является игра, то одним из основных методов здоровье сберегающего воспитания детей выступает игровой метод.

Игра – это эффективное средство формирования разносторонней личности дошкольника, его физического, психического и духовного потенциала. Разнообразные по содержанию и форме игры, вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

Для того, чтобы научить детей жить безопасно, в детском саду и в группе создали предметно – развивающую среду. В неё входят «Зона безопасности»

Настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Хорошо – плохо», «Дорожная азбука», «Чрезвычайные ситуации дома», «Азбука пешехода».

Атрибуты для сюжетно - ролевых игр, папки –передвижки

Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа с родителями одно из важнейших направлений воспитательно образовательной работы в детском саду. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнёры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению.

Родители на родительских собраниях, семинарах и беседах, на страничке детского сада в контакте и сайте детского сада знакомятся с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей безопасного поведения на дорогах, улицах, дома получают консультативную помощь по проблеме безопасности жизнедеятельности детей. И если теоретические знания мы можем обеспечить в детском саду, то их практическое применение ложится на плечи родителей. Мы стараемся убедить пап и мам наших воспитанников, в том, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого- либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разобщённость в требованиях, предъявленных детям в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых!

Проделанная работа дала положительный результат, как со стороны детей, так и родителей:

детей вырос устойчивый интерес к занятиям по ОБЖ;

-пополнился опыт безопасного поведения;

-проявляется самостоятельность, ответственность и осознанное отношение к правилам и нормам безопасного поведения в различных ситуациях в быту, на улице;

-пополняется словарный запас;

-наладился тесный контакт с родителями.

Проведенная работа с детьми и родителями является лишь частью интересной работы и практической деятельности. В дальнейшем планирую продолжать изучение этой проблемы, обращать внимание на культуру поведения на улице и в быту самих родителей в присутствии детей. Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь!

04.04.2025 23:01


Рекомендуем курсы ПК и ПП