СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ТЕМА: ПОЗНАНИЕ МИРА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ
Чтобы быть хорошим преподавателем
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
В.О.Ключевский
Вспоминается бессмертное выражение мадам Простаковой из «Недоросля» Фонвизина: «А географию зачем учить, извозчик сам довезет?» Обязательно ли изучать географию? В принципе нет, но без географии мы нигде! География межпредметная синтетическая пограничная наука. Мир един, и география идеальный интегратор. География - история, география - биология, география - физика или математика, или другой практически любой предмет. География – это арена, на которой проходит вся наша жизнь. И роль и значение географии состоит в том, что она формирует в сознании и памяти учащихся современную картину мира.
Познание мира начинается с удивления. Именно учитель помогает открыть ребенку дверь в мир, и от того, как он это сделает, зависит, на мой взгляд, многое. Образование сегодня не просто готовит специалистов под конкретные рабочие места, а становится важнейшим средством и ресурсом для решения одной очень важной задачи – подготовки к жизни творчески мыслящих, предприимчивых, инициативных людей, способных и готовых к жизни в поликультурном обществе. Это и есть предназначение учителя, значит, и меня. Каково же значение географии в обучении и воспитании подрастающего поколения? На этот вопрос нельзя ответить одной фразой. География — это один из немногих школьных предметов, с помощью которых можно научить учеников думать, размышлять; воспитать патриотизм, любовь к окружающему миру, уважение к ближнему человеку и к другим народам. Поэтому главной образовательной целью моей педагогической деятельности является формирование у школьников единой географической картины современного мира. Главной воспитательной целью - воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире.
Урок – это визитная карточка каждого учителя. Стараюсь на каждом уроке показывать своим ученикам, что все интересное – сложно, что все сложное – интересно, что знания, которые приобретают они в школе, сослужат им добрую службу. Провожу уроки - КВНы, семинары, лекции, уроки поиски, уроки-исследования. Дети с удовольствием работают на таких уроках. Большое внимание уделяю практикумам, которые часто стараюсь превратить в диалоги, диспуты. Очень важно услышать мнение, точку зрения каждого ученика по какой-либо проблеме, особенно в 10 и 11 классе. Иногда сам принимаю заведомо неправильную точку зрения с целью привлечения детей к спорам, отстаиванию своей точки зрения. Повышение интереса старшеклассников к изучению географии, формирование у них широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира, развитие географического мышления – это одна из главных моих задач. Эффективность процесса обучения напрямую зависит от того, в каких условиях был проведен урок. Ни один из школьных предметов не нуждается в наглядности в такой степени, как география, поэтому к комплектации кабинета географии следует подходить с особой тщательностью. В моем кабинете имеются экран, мультимедиа-проектор, компьютер с выходом в Интернет, материал для практических работ. В современных условиях без такого набора изучение географии практически невозможно. Использование данных средств формирует у школьников необходимые навыки и умения, а практические работы, проведенные с помощью имеющихся в кабинете коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых, показывают практическую направленность географии и позволяют учащимся изучать натуральные объекты природы. Таким образом, технические достижения делают преподавание географии более наглядным, а значит, и повышают интерес к предмету. Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Каждый сегодня вправе выбирать свои методы и формы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребѐнка. География как никакая другая наука, обладает огромными возможностями применения компьютерных технологий и мультимедийных средств. Образ мира в географии выступает исходным пунктом и одновременно результатом учебной деятельности, а информационные технологии позволяют сформировать у учащихся правильное представление об объектах изучения, значительно удаленных во времени и пространстве. Информационные технологии не могут заменить живого наблюдения в природе и живого слова учителя. Но только компьютерные технологии позволяют увидеть из космоса Землю и циркуляцию атмосферы, побывать в экваториальных лесах, в Антарктиде и Гималаях, спуститься на дно океана и в глубоководные желоба. География должна быть "живой",учить образному мышлению, формированию "географической картины мира". Не случайно в 1967г. Дэвид Трейклер констатировал: "Люди запоминают 10% того, что они читают, 20% того, что они слышат, 30% того, что они видят и 50% того, что они слышат и видят одновременно". Достичь этого помогут компьютерные технологии. Нередко на уроках географии возникает потребность в частой смене карт, в использовании наглядно-иллюстративного материала по теме, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника и т.д. В этом случае очень хорошим подспорьем может стать электронная презентация. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Это хорошая «шпаргалка» для учителя. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. К сожалению, современные дети уже не станут «поколением книг». Им гораздо проще учиться с помощью компьютера, ведь он для них привлекательная игрушка, благодаря которой обучение воспринимается не как утомительная повинность, а как увлекательный процесс познания. Понимая особенности современных детей, надо использовать компьютер как активное средство обучения. Но все-таки на первом месте должен быть УЧИТЕЛЬ, с его живым словом, ласковым взглядом, умеющим проникнуть в глубинки души ученика. Поэтому, несмотря на внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, не забываю, что на уроках должны иметь место и традиционные формы обучения, которые помогают также добиться хороших результатов.
Один из путей экологического воспитания школьников – воспитание любви к родной природе, ее красотам. Таким образом моя педагогическая концепция пополнилась ещѐ одним тезисом: Овладение географией невозможно без краеведческой работы! Сегодняшние школьники - это будущие граждане страны. Краеведческая деятельность позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Одним из способов реализации краеведческого принципа образования для меня стала внеурочная работа по предмету. Началом этой работы стали творческие задания учащимся на уроках, которые связаны с исследованием своей местности. За ними последовали учебные экскурсии: мы учимся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, видеть нужные объекты, находить примеры взаимосвязей в природе. Экскурсии помогают собрать уникальный краеведческий материал, а при использовании современных компьютерных технологий, фото и видео техники, сканера и обширных Интернет-ресурсов можно сделать прекрасные электронные презентации для сопровождения урока, которые его оживят и сделают более эффективным. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе, выявить одаренных детей для создания своих собственных исследовательских работ.
География - наука удивлять и удивляться. Вся жизнь человека с самого рождения – это познание мира, и я убежден, что география даѐт возможность не только познать мир, но и найти себя в этом мире.
© 2020, Ребдев Николай Николаевич 238