СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Корни слова «террор» происходят от латинского «terror» – страх, ужас.
К 70-м годам XX века этот термин приобрел универсальное значение и обозначает мотивированное насилие с политическими целями. Терроризм вырастает на основе значимых общественных противоречий и появляется как ответная реакция на длительное затягивание решения социальных проблем.
Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ в ст.3 п.1 дает такое определение: «терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанная с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».
В Уголовном кодексе РФ терроризм определяется как «действия, совершенные в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения действий в тех же целях».
Цели актов терроризма достигаются путем психологического воздействия на лиц, не являющихся непосредственными жертвами насилия. Цель терроризма: дестабилизация общественного порядка, нарушение общественной безопасности, оказание влияния на принятие решения органами власти.
Виды (проявления) терроризма:
1) социальный терроризм, руководствующийся стремлением к утверждению или изменению (вплоть до его уничтожения) того или иного социально-политического строя;
2) националистический терроризм, борющийся за ликвидацию господства одной нации над другой (или движимый этносепаратистскими идеями);
3) религиозный терроризм, связанный либо с борьбой приверженцев различных религий и сект друг с другом, либо со стремлением низвергнуть светскую власть;
4) криминальный терроризм, когда группировки, сформировавшиеся на основе какого-либо преступного бизнеса (наркобизнес, оружейный бизнес, контрабанда) преследуют цели создания наиболее выгодных условий для получения сверхприбыли;
5) экологический терроризм – группировки, борющимися за осуществление эффективной природоохранной политики, выступающие вообще против научно-технического прогресса, загрязнения окружающей среды, убийства животных, строительства ядерных объектов радикальными методами (напр. международная организация «Greenpeace»);
6) информационный терроризм: а) кибертерроризм (взлом компьютеров и блокировка информационных потоков, деятельности государственных учреждений, банков, предприятий; б) информациоонное сопровождение террористической деятельности (распростарнение экстремистких идей, вербовка в террористические организации, дискредитация действий органов власти).
«Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» (утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г., Пр-2753)
Основные источники угроз экстремизма в современной России
- Участившиеся в иностранных государствах случаи умышленного искажения истории, возрождения идей нацизма и фашизма.
- В современных социально-политических условиях крайним проявлением экстремизма является терроризм, который основывается на экстремистской идеологии. Угроза терроризма будет сохраняться до тех пор, пока существуют источники и каналы распространения этой идеологии.
- Распространение экстремистских идей, в частности мнения о приемлемости насильственных действий для достижения поставленных целей, угрожает общественной безопасности в Российской Федерации…
- Основным способом дестабилизации социально-политической обстановки в Российской Федерации становится привлечение различных групп населения к участию в протестных акциях, в том числе несогласованных, которые впоследствии умышленно трансформируются в Массовые беспорядки.
- Стремление экстремистских организаций использовать религию как инструмент для вовлечения в свои ряды новых членов, средство для разжигания и обострения межконфессиональных и межэтнических конфликтов, которые создают угрозу территориальной целостности Российской Федерации.
- Проникновение из других государств радикальных течений ислама, проповедующих их исключительность и насильственные методы распространения.
- Дополнительную угрозу стабильности российского общества представляет деятельность отдельных иностранных некоммерческих неправительственных организаций, ряда общественных и религиозных объединений, связанная с распространением экстремистской идеологии.
Цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму
В сфере образования и государственной молодежной политики:
включение в региональные и муниципальные программы по развитию образования и воспитанию несовершеннолетних мероприятий по формированию у подрастающего поколения уважительного отношения ко всем этносам и религиям;
организация досуга детей, подростков, молодежи, семейного досуга, обеспечение доступности для населения объектов культуры, спорта и отдыха,
создание условий для реализации творческого и спортивного потенциала, культурного роста граждан;
государственная поддержка системы воспитания молодежи на основе традиционных для российской культуры духовных, нравственных и патриотических ценностей;
проведение в образовательных организациях занятий по: 1)воспитанию патриотизма, 2)культуры мирного поведения, 3)межнациональной и межконфессиональной дружбы, по 4)обучению навыкам бесконфликтного общения, а также 5)умению отстаивать собственное мнение, 6)противодействовать социально опасному поведению, в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность, всеми законными средствами;
включение в учебные планы, учебники, учебно-методические материалы тем, направленных на воспитание традиционных для российской культуры ценностей;
Принципы противодействия экстремизму:
1. Повышение доверия к органам власти (Представители и органы власти должны демонстрировать эффективность в решении социальных проблем, заботу о социальной справедливости и противодействие коррупции).
2. Противодействие формированию замкнутых этнических и религиозных анклавов (группировок, сектантских образований), интеграция людей в жизнь гражданского общества.
3. Сдерживание социальных групп (в т.ч., молодежи) от радикализма. Радикальный национализм и религиозный фундаментализм могут паразитировать на эмоциональной энергии подросткового нонконформизма, максимализма, романтизма.
4. Выводить детей и подростков из озлобленности, информировать о возможностях социально приемлемых конструктивных способах самореализации существующих социальных лифтах, демонстрировать социальные перспективы.
Действия в условиях захвата заложников:
Если заложников захватил один человек, то можно попытаться войти к нему в доверие, но если террористов группа, то найти с ними общий язык практически не возможно. Особо опасно присутствие в группе женщин-террористок. Они обычно идут на преступление сознательно, фанатичны, более жестоки, чем мужчины, договориться с ними невозможно.
Правила поведения для попавших в заложники:
– не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
– переносить лишения, оскорбления и унижения, не смотреть в глаза преступникам, не вести себя вызывающе;
– при необходимости выполнять требования преступников, не противоречить им, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной, стараться не допускать истерик и паники;
– на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивать разрешения;
– при ранении, стараться не двигаться, этим сократится потеря крови, необходимо помнить: главная цель остаться в живых;
– нужно быть внимательным, постараться запомнить численность террористов, кто у них главный, приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т. д. Если удастся выйти первым, то эти сведения могут пригодиться для спасения других.
Во время проведения спецслужбами операции по освобождению, следует неукоснительно соблюдать следующие требования:
– лежать на полу лицом вниз, голову закрыв руками и не двигаться;
– ни в коем случае не бежать навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять бегущего человека за преступника;
– если есть возможность, держаться подальше от проёмов дверей и окон.
2. Теоретические основы и методические принципы антитеррористического воспитания
Антитеррористическая идеология (АТИ) это идеология гуманизма, миролюбия и толерантности, построенная на основе общероссийской идеологии (идеи), предполагающая воспитание российских граждан в духе недопущения и неприятия теории и практики нарушения положений национальной безопасности, отвергающая силовое воздействие на органы власти всех уровней, не признающая физического и психологического насилия в отношении личности, общества, государства.
Стратегия формирования антитеррористической идеологии:
1. Воспитание детей и молодежи в духе миролюбия, толерантности, дружбы народов, против ксенофобии, национализма и расизма посредством плановых информационно-пропагандистских мероприятий.
2. Работа с общественным мнением о преступлениях, которые совершаются и могут совершаться террористами: формирование механизмов морального осуждения, направленного на прекращение преступной деятельности и предотвращение террористических проявлений.
3. Идеологическое обеспечение уголовного преследования террористов: разъяснять особенности контртеррористических операций в ходе информирования населения (Кто прав и почему).
4. Идеологическое обеспечение мер безопасности, направленных на охрану возможных объектов террора. Профилактическая работа, связанная с общей работой по охране объектов.
5. Культурно-просветительская, образовательная деятельность, направленная на восстановление позитивных ценностных ориентиров у людей.
Меры по формированию АТИ:
3. Организация комплексной системы безопасности образовательного учреждения
Факторы обеспечения безопасности образовательной среды:
1)соблюдение требований охраны труда, пожарной безопасности, защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций;
2)обеспечение психологической безопасности личности, включает и информационную ее защищенность;
3) формирование культуры безопасности.
Элементы планирования системы безопасности образовательного учреждения:
Параметры проектирования.
1. Проектные документы: на территорию застройки ОУ; на сети и коммуникации; на здания и сооружения; топографическая карта городской (районной) застройки в районе ОУ.
2. Данные: о персонале ОУ; о составе, обязанностях и правах служб, уполномоченных решать вопросы безопасности ОУ; об особенностях функционирования ОУ, способных повлиять на состояние и обеспечение безопасности.
3. Оценка: общих угроз в регионе; возможных угроз, связанных с размещением ОУ в пределах городской застройки; конструктивных особенностей зданий и помещений, связанных с обеспечением действий спецподразделений; технического состояния и размещения инженерных коммуникаций ОУ.
4. Расчёт количества и типов технических систем, необходимых для обеспечения заданного уровня безопасности.
5. Выбор наиболее рационального состава и варианта размещения технических систем безопасности.
6. Определение оптимальных режимов работы технических систем.
7. Разработка алгоритмов принятия решений и действий.
Технические системы комплексной безопасности:
· Видеонаблюдения доступа к зданию и идентификации личности.
· Автоматизированная система оповещения и управления эвакуацией.
· Система экстренного оповещения правоохранительных органов УВД, ФСБ.
Требования к организационной структуре безопасности ОУ:
· Наличие дежурных групп экстренного реагирования, способных до прибытия подразделений силовых ведомств контролировать чрезвычайную ситуацию.
· Исключение дублирования функций и двойной подчинённости.
· Конкретная, точно регламентированная ответственность должностных лиц и подразделений структуры безопасности ОУ.
4. Психологическая безопасность образовательной среды
Угрозы психологической безопасности образовательной среды.
Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, отсутствует базовое удовлетворение основных потребностей, то есть возникает препятствие на пути самореализации личности. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.
Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, низкая активность детей и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры.
Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие – склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья.
Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ. На наше восприятие психологического насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем – для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет.
Психологическое насилие в межличностном взаимодействии может выражаться в неприятии и критике, публичных оскорблениях и унижении достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, игнорировании (физической или социальной изоляции), предъявлении чрезмерных требований и принуждении делать что–либо против желания.
Условия психологической безопасности образовательной среды:
1) доброжелательные взаимоотношения (доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическая поддержка, забота о безопасности каждого члена коллектива и др.);
2) дисциплина.
Если учебное заведение придерживается строгой дисциплины, оно начинает рассматриваться учащимися как тюрьма, а педагоги как охрана и начальники. Учащиеся начинают себя вести подобно заключенным, и насилие является для них способом самовыражения и привлечения внимания. Дисциплина преподавателями и администрацией часто приравнивается к наказанию.
Ведущие цели поведения детей:
А) чувствовать свою причастность к жизни образовательного учреждения;
Б) занять место в этой общности.
Компетенции позволяющие реализовать эти цели:
1) ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальная состоятельность),
2) строить и поддерживать приемлемые отношения с педагогом и другими детьми (коммуникативная состоятельность),
3) вносить свой вклад в жизнь класса (группы) и образоватльного учреждения (состоятельность в деятельности)
© 2021, Данилов Алексей Венарьевич 443