СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Важной проблемой для педагогической теории и практики остается вопрос разнообразия учебного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, расширения сферы их интересов. Современным ученикам доступны самые разнообразные источники информации, но зачастую именно наличие готовой информации способствует развитию пассивности. Исчезает стремление к поиску, познанию, творчеству, то есть деятельности. Учебный материал может казаться ученикам "сухим" и неинтересным, поэтому задача учителя – заинтересовать их. По Ф. Диствергу, любой метод плох, если приучает ученика к пассивности, и хорош, если пробуждает в нем самодеятельность. С учетом социокультурных требований настоящее образование должно иметь гуманистическое, личностно-ориентированное направление, в результате чего знания, умения и навыки превращаются из цели обучения в средства развития познавательных и личностных качеств учащихся. Я считаю, что эта проблема очень актуальна потому, что интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Ученик никогда не начнет изучать конкретную ситуацию, если она надумана и не отражает реальной действительности, и не будет активно обсуждать проблему, которая его не касается. И наоборот, интерес его стремительно растет, если материал содержит в себе характерные проблемы, с которыми ему приходится встречаться, а порой и решать в повседневной жизни. Именно здесь его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании этой проблемы, изучении опыта ее исследования. Значительным вкладом в педагогическую и психологическую науку являются исследования В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, выявившие возможности значительного повышения активности школьников в учебно-познавательной деятельности.
В психолого-педагогической литературе убедительно доказано, что правильно организованная самостоятельная работа учащихся на уроке способствует значительному повышению эффективности обучения, активизации учебно-познавательной деятельности (П. Я. Голант, М. А. Данилов, Н.Г. Дайри, Р. Г. Лемберг, И. И. Малкин, Р. М. Микельсон и др.). Проект Совета Европы "современные языки" предусматривает повышение эффективности обучения иностранным языкам, в частности, за счет передовых методов и технологий, то есть методами активизации познавательной деятельности учащихся. Большой интерес вызывают следующие методы: дискуссионный (М. В. Кларин, Г. А. Китайгородская); метод дидактических игр (Г. А. Китайгородская, М. А. Ариян); метод проектов (Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина); использование мультимедийных (компьютерных) технологий.
Дискуссия дает возможность:
активизировать познавательную деятельность учащихся; сформировать определенную культуру речи, умение выслушать собеседника до конца, не перебивая; задавая вопросы, отрицая или, наоборот, соглашаясь; формировать сознательное отношение к рассмотрению проблемы, активность в обсуждении назревшей проблемы, нацеленность на выяснение причин ее возникновения, а также на ее решение (язык, таким образом, является одновременно и целью и средством обучения); формирует культуру творческого оперативного мышления; создает условия для использования личного опыта и полученных ранее знаний для усвоения новых. Одним из важных методов активизации познавательной деятельности учащихся является метод проектов. Целью проектной работы является автономное изучение отдельным учеником того или иного материала, который является долей одного большого раздела.
Сущность проектной методики заключается в том, что цель занятий и способы ее достижения должны определяться собственно учеником на основе его интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей. Основная цель обучения иностранному языку-речевая деятельность, в которой речевая система выступает только как средство ее реализации. Важнейшими факторами, способствующими формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении, являются: связь идей проекта с реальной жизнью; наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников; ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя. Проект может быть как долговременным, так и кратковременным, занимающим одно аудиторное занятие. Дидактическая игра на уроках английского языка является очень эффективным средством обучения. Целесообразно использовать игры или элементы игры на каждом уроке. Это активизирует деятельность учащихся, они увлекаются элементом соревнования, им нравится работать в команде - так веселее выполнять даже самое сложное задание.
Игра требует активности. Ученики стремятся использовать интересные обороты, слова, чтобы их выступления были интересными, это побуждает работать со словарем. Основная задача состоит в том, чтобы правильно организовать игру, подобрать ее в соответствии с заданиями урока, к теме и уровню возможностей и знаний учащихся. Ведь игра должна быть интересной и эмоциональной, только при этих условиях возможен максимальный результат. Игры могут использоваться на разных этапах урока. С помощью игры можно проверить домашнее задание, облегчить понимание учебного материала, закрепить его, проверить знания учащихся перед контролем.
Игра помогает учителю английского языка организовать работу на уроке, потому что за 40-45 минут необходимо обращать внимание на грамматику, речь, чтение, Писание, аудирование. Игра помогает проверить знания и умения учащихся быстро и интересно. Ученикам интереснее выполнять конкретное задание по грамматике, когда оно представлено в виде игры (соревнования), чем писать обычное упражнение. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать в коллективе. Самая важная ценность этого метода заключается в том, что он актуален на любом этапе урока. Кроме того, не в каждой школе есть, например, мультимедийная доска, и игра доступна всем. Политика государства в последнее время направлена на то, чтобы внедрить информационные технологии в школы. Применение компьютеров на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо больше материала, чем это делалось за такой же отрезок времени в условиях традиционного обучения.
Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учеником и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это дает возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учениками.
Я считаю, что для достижения высокого уровня овладения английским языком необходимо активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, побудить их к самостоятельному поиску, воспитывать интерес к языку, способствовать активности учащихся на уроке. Основной целью моей работы является использование активных форм и методов обучения, методов активизации познавательной деятельности. В условиях современного общества, учитывая особенности развития школьников, я опираюсь на наиболее целесообразные методы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: дискуссии, дидактические игры, метод проектов, мультимедийные технологии и интернет. Стоит отметить, что наряду с этими методами не следует забывать о традиционных методах обучения, ибо в совокупности они призваны решать основную задачу современной школы – научить ребенка учиться, мыслить и общаться.
-80%
© 2015, Шипилова Галина Рудольфовна 692