СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театр. Конспекты мероприятий с педагогами ДОО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Белогорский детский сад «Снежинка»

Конспекты мероприятий с педагогами ДОО

Автор-составитель: И.А. Попова,

педагог дополнительного образования

2015 год

Методическое пособие предназначено для специалистов образовательных учреждений. Основной целью пособия является оказание методической помощи воспитателям, педагогам – театралам и музыкальным руководителям по организации и планированию работы с детьми, нуждающимся в снятии зажатости и эмоциональном раскрепощении и их родителями (законными представителями).

Семинар-практикум

Тема: «Театрально-игровая деятельность в детском саду»

Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.

Театр! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Когда дети слышат это слово, в их глазах загораются радостные искорки, слышится веселый смех, сердце переполняется радостью от предвкушения чуда! Ведь театр действительно творит чудеса: веселит, обучает, развивает творчество дошкольников, корректирует их поведение. Он способствует обретению новых знаний, развивает способности, расширяет круг общения, создает полноценную среду развития, а каждому ребенку помогает найти свое особое место.

Как же сделать так, чтобы радость от театра стала ежедневной? Нужно создать его в детском саду! Понимая значения театра в воспитании и обучении детей, мы используем в работе это простое, но необыкновенно действительное средство. В этом педагогам помогает организация театрально-игровой деятельности, которая способствует развитию театрального творчества детей.

Виды театров для всех возрастных групп

1 младшая группа

Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.

2 младшая группа

Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т. д.

Средняя группа

Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения

Старшая группа

Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами

Подготовительная к школе группа

Знакомство с куклами с «живой рукой», людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами.

Практическая часть - «Деловая игра»

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

I. «Размышлялка»

1. Под театрализованной деятельностью детей я понимаю.

2. Театрализованная деятельность дошкольников развивается в определенных педагогических условиях, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются (использовать художественное слово, вызывать эмоциональный отклик, воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, оснащение театрализованных игр, серьезный подбор литературных произведений).

3. Каким образом театрализованная деятельность связана с изобразительной деятельностью? (изготовление афиш, изготовление костюмов и декораций, рисование пригласительных билетов, изготовление театров (картинки на руке, на фланелеграфе, рисование после просмотренных спектаклей, использование игрушек народных промыслов в спектакле).

4. Задание «Назовите виды театра», передавая игрушку друг другу. (би-ба-бо, игрушек, настольный, варежковый, конусный, на фланелеграфе, на ложках, театр рук, масок, пальчиковый и т. д).

II. «Изображалка» (Индивидуальные выступления)

- Представить себя человеком, который выиграл 1 миллион. Показать это.

- С помощью пантомимы изобразить пословицу «Мели, Емеля, твоя неделя»;

- Показать, что вы чувствуете, когда кошке наступают на хвост.

- Представить себя манекенщицей. Показать ее походку.

III. «Теневой театр»

Теневой театр является одним из видов работы, который может быть использован для развития моторики рук у детей, начиная с раннего возраста. Кроме того что теневой театр позволяет развивать точные, дифференцированные и согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным и т. д.

Задание: Изобрази животное руками.

Мастер-класс

Тема: «Творческое сотрудничество педагога с детьми на основе театрализованной деятельности»

Участники: Музыкальные руководители, воспитатели дошкольных образовательных учреждений, руководители кружков.

Цель: Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Систематизировать знания педагогов о театрализованной деятельности в ДОУ.

2. Познакомить с методами и приемами проведения театрализованных игр.

3. Повысить профессиональную компетентность педагогов в развитии творческих способностей дошкольников через игры-импровизации.

Планируемый результат: смотивированность присутствующих на работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Создана творческая атмосфера для участников мастер-класса.

Образовательный продукт: театральные мини-представления.

Предварительная работа педагога:

Подбор костюмов, театральных атрибутов, кукол би-ба-бо.

Изготовление цветка «Цветик – семицветик».

Подбор музыкального материала.

Карточки – символы для рефлексии.

Организация выставки фотографий по театрализованной деятельности детского сада.

Оборудование и материалы: фотографии, фломастеры, набор карточек, ТСО, костюмы, театральные атрибуты, методическая литература по театрализованной деятельности.

Ход мастер-класса:

1. Выступление по теме «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности».

Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но театральная деятельность стоит в этом ряду «на особинку». Этот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. И в то же время дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая подчас характеры и поступки, осуждаемые всеми: жадность, хитрость, леность и прочее.

Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; личностно-социальному развитию детей.

В нашем детском саду под моим руководством на протяжении многих лет работает театральный кружок «Сундучок сказок». Дети, занимающиеся в кружке, с удовольствием разыгрывают небольшие этюды, сценки из знакомых сказок, участвуют в создании декораций, оформлении сцены. Учатся накладывать грим: подрисовывают усы, веснушки, румянят щеки, причем делают это с откровенным удовольствием. Включить малышей в театральную деятельность не сложно, ведь они любят наряжаться, изображать каких-то героев.

А еще у нас сложилась традиция – устраивать театральные представления. Выбор спектакля – серьезная задача для детей. Детям дается право свободного выбора и добровольного участия в спектакле. Я делаю так, чтобы ни один ребенок не остался в стороне от решения этой проблемы. Дети обсуждают количество ролей, назначают актеров, продумывают декорации, озвучивание.

Здесь они учатся решать вопросы на основе диалога и демократического общения. Учатся правильно оценивать свои возможности, возможности товарищей, удовлетворяют потребности в личностном общении со взрослыми. Я стараюсь сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя нужным и значительным в этой работе.

Подготовку спектаклей я обычно строю по следующей схеме:

  • мы вместе читаем сказку-сценарий, обсуждаем его, выбираем, кто кем бы хотел быть;
  • рисуем персонажей сказки, эскизы предполагаемых костюмов, декораций;
  • слушаем музыку и вместе выбираем фрагменты для озвучивания сцен, при необходимости подбираем шумовые инструменты;
  • по возможности создаем необходимые костюмы или элементы костюмов, делаем декорации, украшаем помещение (музыкальный зал);
  • репетируем, играем, слушаем музыку для создания нужного настроя, необходимой атмосферы.

В своей работе учитываю и то, что дети захотят поменяться ролями, и эту возможность им предоставляю.

Но как в каждой работе бывают свои трудности, так и театральной деятельности без них не обходится. В частности в постановке спектакля приходится заниматься с каждым ребенком индивидуально, а для этого продумывать режим детской деятельности, подбирать для каждого оптимальный вариант сложности, чтобы не было перегрузок. Соблюдение принципа добровольного участия в спектакле позволяет стимулировать активность каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, потому, что, если предлагаемое не нравится ребенку, не соответствует его внутренним возможностям, он имеет право не участвовать в самом спектакле. Но он не остается в сторонке, для каждого находится работа.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед аудиторией. Здесь большую роль играют показы отрывков из сказок, где присутствуют любимые сказочные персонажи: Баба-Яга, Кощей, старик Годовик, Кикимора, а так же выступления перед большой аудиторией, например на конкурсе «Театральная весна», фестивале «Народная карусель». Для развития выразительности речи детей в своей работе использую артикуляционную гимнастику, упражнения для губ и языка, дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Это служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а самое главное, - дети любят эти упражнения, что способствует положительному эмоциональному настрою на занятия. Также включала фольклор: скороговорки, загадки, потешки, дразнилки, заклички, что также способствует развитию эмоциональной сферы, речевому развитию в целом. Для развития диапазона голоса, эмоциональности и ритма использовала игровые упражнения В. В. Емельянова. Для развития памяти, воображения, фантазирования использовала этюды М. Чехова, М. Чистяковой, пальчиковые игры, пальчиковый театр, обыгрывание стихов. Для развития сценической речи при работе над постановками использовала речевые этюды Н. Ф. Сорокиной.

Для развития навыков эмпатии эффективными оказались игры - двигательные импровизации в парах. Они построены на невербальном взаимодействии двух партнеров, основанном на мимике, жестах, движениях, тактильных ощущениях, принимаемых позах. Обязательным условием каждой игры является смена ролей ведущего и ведомого. Также эффективны игры-диалоги на инструментах, основанные на природном чувстве ритма и развивают способности у детей эмоционально-ритмической подстройки друг к другу.

Для развития выразительности движений я включила пальчиковые игры, упражнения В. В. Емельянова, танцевальные движения, имитационные упражнения, сюжетные игры, пантомимические движения, представленные жестами: «иди сюда», «привет», «желание» и т. д. Это очень близко детям и они легко справляются с заданиями, действуя непосредственно.

Театрализованная деятельность способствует формированию у детей опыта социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей-дошкольников всегда имеет нравственную направленность. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет мне через театрализованную деятельность оказывает позитивное влияние на детей.

Для формирования личностно-социальной компетентности важную роль играет и совместная творческая деятельность детей и взрослых (родителей, воспитателей). И поэтому, как воспитателей, так и родителей привлекаю к активному участию в театрализованных постановках. Они с азартом, с желанием исполняют и роль Бабы-Яги, кота Базилио, лисы Алисы и другие роли. Такая совместная деятельность позволяет взрослым лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, мечты, желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Театрализованная деятельность также позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Работа театрального кружка способствует личностно-социальному развитию детей. Она позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Дети не зажаты, выразительны и эмоциональны. Полученные знания, умения и навыки они могут применить в любом другом виде деятельности, будь то домашний спектакль или городское мероприятие.

Работа над данной темой продолжается. А пока результаты работы радуют. Диагностика, которая проводится в конце каждого учебного года, показывает, что уровень развития творческих способностей детей повышается. Сценическая игра детей повышается от спектакля к спектаклю. Дети не просто проигрывают знакомые действия, а фантазируют, творчески подходят к изображению каждого героя сказки, показывают способности мимики и пантомимики. Дети становятся сплоченнее и внимательнее друг к другу. Повышается интерес к совместной игре. Достаточно хорошо распределяют роли и договариваются о последствии совместных действий. Для развития игровых действий используют известных сказочных персонажей, выражают через них свои эмоции. Более легко и свободно проявляют свои исполнительские умения. Театрализованная игра раскрывает духовный и творческий потенциал каждого ребенка, формирует эстетический вкус, развивает коммуникативные качества личности ребенка, показывает его индивидуальность. На мой взгляд, детям легче будет адаптироваться в школьной жизни, стать успешной творческой личностью.

Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т. д. И, по моему мнению, театрализованная деятельность - одна из самых мощных, сильных видов деятельности для развития у детей дошкольного возраста творческих способностей.

2. Проведение имитационной игры

Участники располагаются на стульях, заранее расставленных полукругом. Проводится упражнение «Приветствие». Основное назначение данного упражнения – создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс.

Придумано кем-то умно и мудро,

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро! улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера.

Ведущий встает в центр круга и предлагает каждому участнику, передавая маску, по очереди представиться.

- Я уверена, что для всех собравшихся на этот мастер класс не секрет что сегодня разговор пойдет о театре. На мой взгляд, наиболее сложным и наиболее интересным в театрализованной деятельности является импровизация, импровизация в речи (театральных монологах и диалогах, в мимике, жестах, в костюмах.

- Как вы понимаете, что такое импровизация? (импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки).

- К импровизации готовят все виды театров.

- Какие виды театров вы знаете? Какие виды театров используются чаще всего в работе детского сада? (драма и театр кукол)

- Как вы думаете, можем ли мы с вами сейчас подготовить театрализованное представление?

-Что для этого нужно? (актеры, костюмы, диалоги, монологи, импровизация и др.)

- И все же вы будете в недоумении, если я вдруг предложу вам разыграть ту или иную сценку. Нужно к этому подготовиться – вместе выбрать тему, обсудить, как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды, рассмотреть имеющиеся костюмы и атрибуты.

- А сейчас я покажу элемент импровизации («Заяц и капуста», «Встреча с Бабой-Ягой»).

- Я хочу предложить вам для самостоятельной работы несколько тем: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ожившие картинки», «У нас сегодня праздник».

3. Совместное моделирование

Ведущий приглашает желающих принять участие в мини-спектакле.

- Я предлагаю вам распределиться на группы, выбрать элементы костюмов и подготовить импровизированные монологи и диалоги межу персонажами.

Время работы 5-7 минут.

- Я предлагаю первой группе показать свой вариант импровизации. Спасибо.

- 2 группа.

- Вы все были выразительны, творчески подошли к работе. Всем спасибо за работу.

4. Оценка проведения мастер-класса

А теперь, уважаемые участники мастер-класса, постарайтесь ответить на вопросы:

- Что нового Вы узнали для себя на данном мероприятии?

- Сможете ли Вы использовать увиденное в своей работе?

- Остались ли у Вас вопросы по предложенной теме?

Уважаемые коллеги! Прошу Вас отразить Ваше настроение от нашей совместной работы, на мастер-классе выбрав «звездочки-настроения» и оставить на них свои комментарии.

5. Подведение итогов мастер-класса

04.06.2017 21:08


Рекомендуем курсы ПК и ПП

Похожие записи