Предмет: русский язык
Класс:5 класс
Тип урока: урок « открытия» новых знаний
Технологическая карта урока
Тема Изменение и образование слов
Цель 1.Дать понятие о форме слова, изменении и образовании слов.
2. Сформировать умение различать формы слов и однокоренные слова.
3. Дать самое общее представление об образовании слов с помощью суффиксов и приставок.
4.Воспитывать умение взаимодействовать при работе в группах.
Задачи Формирование умения определять формы одного и того же слова.
Повторение сведений о составе слова, об однокоренных словах, а также грамматические признаки имен существительных и глаголов.
Развитие умения анализировать, обобщать, создавать алгоритм рассуждения и пользоваться им. Развитие речевых умений.
Формируемые УУД Личностные: учебно – познавательный интерес, учебно – познавательная мотивация, понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по способу действия и результату.
Познавательные: использование полученных знаний для выполнения задач, постановка и формулирование проблемы, построение логической цепочки рассуждений, построение речевых высказываний, создание алгоритмов деятельности, анализ, синтез, сравнение,обобщение, аналогия. Контроль и оценка результатов деятельности.
Коммуникативные: формулирование и аргументация собственного мнения, точное выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи.
Основные понятия Форма слова ( противопоставляемое понятию «однокоренные слова»), изменение слова, образование слова, состав слова, однокоренные слова, лексическое значение слова, морфемика, морфема.
Ресурсы:
- основные Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 класс
-дополнительные Компьютер, мультимедиапроектор, экран, игрушки
Организация пространства Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа
Ход урока
№ Этап
Цель Деятельность учителя Деятельность ученика Прогнозируемые предметные результаты.
УУД
I. Самопределение к деятельности.
Цель.
Включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. Организует начало урока.
Мотивирует обучающихся к учебной деятельности. Приветствуют учителя. Внутренняя установка на активную работу.
II. Актуализация знаний
Цель. Повторение изученного материала, необходимого для усвоения новых знаний.
Слайд № 3. Вспомните все части слова, из которых могут состоять слова, и разгадайте кроссворд.
м о р ф е м а
к о р е н ь
п р и с т а в к а
с у ф ф и к с
о к о н ч а н и е
о с н о в а
Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются части слова или морфемы ?
Организует повторение изученного в начальной школе. Повторяют изученный в начальной школе материал.
Разгадывают кроссворд ( фронтальная работа).
Отвечают на вопросы.
Делают самостоятельные выводы в форме обобщения.
Знать части слова ( морфемы ).
Знать, как называется раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы.
III. Первичное усвоение новых знаний.
Цель.
Обеспечить первичное восприятие, осмысление изучаемого материала.
- Задумайте и запишите слова на тему « Спорт».
-После прочтения приглашаются к доске ученики, назвавшие однокоренные слова ( классу причина приглашения не сообщается ). Учащимся предлагается протянуть друг другу руки.
-Почему именно эти ребята протянули друг другу руки, ведь у всех остальных слова тоже на тему « Спорт» ? ( Их слова близки).
-Что общего у них ? ( Корень).
-Как же называются такие слова ? ( Однокоренными).
- Посмотрите на эту игрушку. Кто это ? ( «Спортсмен- хоккеист»).
-Давайте дадим ему в руки клюшку и наденем шлем. Это другая игрушка или та же самая ? Что изменилось? ( Изменилась только форма).
-Запишем на доске и в тетрадях слово « спортсмен» в именительном падеже.
-А теперь в родительном падеже и в дательном. Что изменилось? ( Окончание).
-Выделите его во всех словах. Назовите окончания.
- У нас появилось другое, новое слово или осталось то же самое? Что же изменилось ? ( Изменилась только форма слова).
- Организует поисковую деятельность в форме игры.
После ответов учитель ставит на стол игрушку «Спортсмен – бегемот». Организует вопросно – ответную цепочку.
Подводит учеников к формулированию темы урока. Вспоминают слова на заданную тему и записывают в тетради.
Читают записанные слова вслух.
Некоторые ученики выходят к доске и протягивают друг другу руки.
Отвечают на вопросы.
Работа в тетрадях. Один ученик пишет на доске. Познавательная инициатива, структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение.
IV. Постановка учебной задачи.
Цель.
Формулирование темы урока.
Обеспечить усвоение специфики словообразования и формообразования.
-Кто же из вас станет сейчас фокусником и сможет прочитать то, что написано в учебнике, не заглядывая в него ?
- Теперь можно записать тему « Изменение и образование слов» и открыть учебники.
-Проверьте с помощью § 71 правильность ваших выводов.
-Расскажите своими словами, что происходит при образовании однокоренных слов.(Получаются слова с различными лексическими значениями).
Слайд №4.
-Давайте вспомним, что мы понимаем под лексическим значением слова.
Работа в группах со словарями.
-Объясните лексическое значение следующих слов: 1гр. : зима, зимний, зимовать;2 гр.: свет, светлый, светить; 3гр.:круг, круглый, кружить.
-В одних и тех же словарных статьях вы нашли эти слова?
- Изменится ли лексическое значение слова «зима», если мы его просклоняем? А слова – « светлый»? А если мы будем спрягать глагол « кружить» ?
-Что происходит при изменении слова. при склонении существительных и прилагательных, при спряжении глагола? (Получаются формы этого же слова, изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым).
- Какая морфема используется для образования разных форм слова? ( Используется окончание). Записывает тему урока на доске.
Организует работу с учебником.
Организует вопросно – ответную цепочку для последующего обобщения учениками прочитанного материала. Ученики самостоятельно формулируют определение однокоренных слов и разных форм одного и того же слова.
Записывают тему урока в тетрадях.
Ученики читают теоретические сведения об однокоренных словах и разных формах одного и того же слова в учебнике.
Два ученика воспроизводят своими словами прочитанную теорию.
Групповая работа ( по рядам).Объясняют ( устно) лексическое значение слов по рядам. Затем склоняют слова «дом», « большой», спрягают глагол « бежать».
Ученики отвечают, самостоятельно делают выводы.
Умение объяснять лексическое значение слов, умение склонять имена существительные, прилагательные, спрягать глаголы. Умение подбирать однокоренные слова.
Постановка и формулирование проблемы.
Анализ, синтез, обобщение.
V. Первичное закрепление.
Цель.
Добиться усвоения различий между понятиями « форма слова» и « однокоренные слова».
Слайд №5. ( Алгоритм рассуждения. Вывести на экран после составления алгоритма, перед самостоятельной работой над наблюдением).
-Перед началом самостоятельной работы над наблюдением,
давайте вместе составим образец, алгоритм рассуждения, по которому будет легко отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
( Составление алгоритма рассуждения
Словарная работа ( произношение и значение слова « квартал»).
В форме наводящего диалога организует составление алгоритма рассуждения.
Организует работу с учебником с использованием составленного алгоритма.
Организует словарную работу.
Составляют
алгоритм рассуждения.
Ученики самостоятельно читают задание и выполняют его (самопроверка).
Орфографиче-
ское проговаривание учащимися словосочетаний из рамки с. 153 (« новый квартал»,» в новом квартале» с правильным ударением в словах.
Записывают в тетради.
Самостоятельное создание алгоритма, освоение понятий « форма слова», « изменение слова», «однокоренные слова».
VI. Первичная проверка понимания.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель.
Проверить умение различать формы слов и однокоренные слова.
Работа с учебником. Упр. № 370.
Слайд №6. ( Эталон для самопроверки). Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку. Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по эталону, исправляют ошибки. Построение речевых высказываний, структурирование знаний.
Умение различать формы слова и однокоренные слова.
VII.
Включение полученных знаний в систему новых знаний и повторение.
Цель.
Выявить осознание различий между формами слова и однокоренными
словами.
Тестовые задания.
Слайды №7 -14.
Организует выполнение тестовых заданий. Выполняют тестовые задания. Умение применять полученные знания при выполнении тестовых заданий..
VIII. Выявление результатов выполнения тестовых заданий, причин затруднений при выполнении.
Цель.
Выявить места, где возникли затруднения.
Определить степень усвоения изученной темы.
Наметить пути устранения возникших затруднений. Знакомится с результатами выполнения тестовых заданий при помощи знаково – символических средств.
Организует работу над допущенными ошибками. Предъявляют результаты выполненной работы при помощи знаково- символических средств.
Совместно с учителем определяют способы устранения затруднений, возникших при выполнении заданий.
Выполняют работу над ошибками. Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.
IX, Рефлексия. Слайд № 15.
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка собственной деятельности и всего класса. Предлагает прочитать текст слайда и заполнить сигнальные карточки. Читают текст слайда и заполняют карточки. Адекватное понимание причин успеха ( неуспеха) в учебной деятельности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
X. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
С.152- 153, § 71, упр. 369;повторить §70 ( определение морфемики). Объясняет, на что обратить внимание при выполнении домашней работы. Понимание предложенных заданий и правильное их выполнение.