СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема урока |
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ТРУД» |
|
||||||||||||||||
Дата урока |
|
|
||||||||||||||||
Тип урока |
Обобщение и систематизация знаний |
|
||||||||||||||||
План урока |
|
|
||||||||||||||||
Цель урока |
Создать условия для закрепления знаний учащихся о труде и творчестве |
|
||||||||||||||||
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная |
|
||||||||||||||||
Основные понятия |
Труд, творчество, духовные ценности, материальные ценности |
|
||||||||||||||||
Планируемые результаты |
|
|||||||||||||||||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
|||||||||||||||
Научатся: организовывать свою трудовую деятельность; определять свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия |
Проявляют доброжелательность и эмоционально-нрав- ственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им |
|
|||||||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|
|||||||||||||||||
Этапы урока |
Время(мин) |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
1 Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации со- взаимо- действия на уроке |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
|
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
||||||||||
I. Мотивация к учеб- |
2 |
Эмоциональная, психологическая и мо- |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. |
Слушают и обсуждают тему урока, обсуж- |
Фрон тальная работа |
Личностные: понимают необходимость учения. |
|
|
||||||||||
1 |
2 |
3 1 4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||||||||||||
ной деятельности |
|
тивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися |
дают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать |
|
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
|
|||||||||||
II. Актуализация знаний |
7 |
Разгадывание кроссворда (Приложение 1) |
Организует работу по разгадыванию кроссворда |
Разгадывают кроссворд, повторяют ранее изученные термины |
Фрон тальная работа |
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
Устные ответы |
|||||||||||
III. Обобщение и систематизация знаний |
2.4 |
1. Игра «Три судьбы» (Приложение 2).
|
|
1. Активно участвуют в игре, в ходе игрового действия делают выводы по теме урока. 2. Активно участвуют в игре, в ходе игрового действия делают выводы по теме урока |
|
Личностные: оценивают жизненные ситуации. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания |
1. Устные ответы, участие в игре. 2. Устные ответы, участие в игре |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
IV. Итоги урока. Рефлексия |
5 |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Проводит беседу по вопросам:
|
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Фрон тальная работа |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание |
2 |
Подготовить стихотворения о Родине |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индиви дуальная работа |
|
|
Приложение 2
Игра «Три судьбы»
Цель игры: помочь учащимся разобраться в основных смыслах трудовой жизни применительно к различным стереотипам людей (труженика, лентяя, бездарности и др.).
Возраст: 13-15 лет.
Ход игры
Вначале, еще до объявления названия игры, необходимо выбрать трех добровольцев на главные роли. Школьникам дается инструкция: «Представьте, что дело происходит в школе будущего, где-то во второй половине нашего столетия. К нам на диспут о смысле жизни приглашены три уважаемых человека-ветерана, каждый из которых в 2010 году XXI столетия закончил среднюю школу, а затем прожил интересную жизнь, дотянув до нашего времени. Каждому из приглашенных где-то около 70 лет. Но гости наши необычные: мы решили пригласить разных по своим жизненным ориентациям людей.
Первый - это труженик, уверенный, что только в честном труде заключается настоящее счастье. Второй - выдающийся лентяй, считающий, что работать должны только дураки. Третий - удивительная бездарность, убежденная, что высшее счастье сидеть на таких постах, которым он явно не соответствует (и пусть перед тобой трепещут более умные и более достойные...).
Но вот загадка: мы не будем знать, кто из наших гостей кем является. Сейчас они выйдут в коридор и сами решат, кто какую роль на себя возьмет. Мы за это время попробуем придумать для наших гостей интересные вопросы, чтобы лучше понять этих людей, действительно ли они счастливы, а потом постараемся угадать, какие роли они играли».
Главные игроки выходят в коридор, чтобы разобраться с игровыми ролями и продумать основные этапы своей жизни. Ведущий предлагает оставшимся придумать по 3 вопроса, касающихся не только профессиональной деятельности наших гостей, но и их личной семейной жизни, досуга. В класс приглашаются главные игроки, их усаживают на почетные места, им предлагается по очереди кратко (за 3-4 минуты) рассказать об основных этапах прожитых жизней. После того как все главные игроки кратко расскажут о своих судьбах, ведущий предлагает начать пресс- конференцию, то есть остальным учащимся задавать краткие вопросы и получать на них краткие ответы. Примерно за 15-20 минут до конца занятия пресс-конференция прекращается, гостей благодарят, и им предлагается занять свои места в классе, чтобы участвовать в общем обсуждении.
При обсуждении ведущий сначала может спросить у присутствующих, кто из гостей показался им более счастливым и почему. Далее можно поинтересоваться, у кого какие роли (стереотипы) получились, и соотнести их с теми ролями, которые планировались самими игроками. Чтобы разобраться, удалось (или не удалось) участникам сыграть выбранную роль, ведущий может задать классу вопрос: «А чем вообще принципиально различаются труженик, лентяй и бездарность?»
Приложение 3
Игра «Цепочка профессий»
Цель игры: развитие у учащихся умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.
Возраст: 13-15 лет.
Ход игры
Дается инструкция: «Сейчас мы по кругу выстроим “цепочку профессий”. Я назову первую профессию, например металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например повар. Следующий назовет профессию, близкую повару и т. д. Важно, чтобы называющий сумел объяснить, в чем сходство названной профессии. Например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами».
По ходу игры ведущий иногда задает уточняющие вопросы: «В чем же сходство вашей профессии с только что названной?» Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.
Комментарий. При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда обнаруживаются интереснейшие линии сходства. Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что людям, выбирающим свой профессиональный путь, не следует ограничиваться только одним выбором, ведь очень часто то, что ищет человек в одной (только в одной!) профессии, может оказаться в других, более доступных
© 2015, Белицкая Наталья Михайловна 932