СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современный урок литературы. Каким он должен быть в наше непростое время, в рациональном XXI веке? Какой парадигмы образования (знаниевой или культурологической) должен придерживаться учитель, вводя обучающихся в мир искусства слова? Что считать важнейшим результатом своей работы – знание литературных течений, направлений, имен… или «чувства добрые», пробужденные посредством слова и образа? А может, то и другое вместе? Возможно ли это? Как? И на что опереться: на традиционную методику или на современные образовательные, педагогические, предметные технологии? А их так много! На их изучение и освоение требуется время и немалое! И вновь возникает вопрос о парадигме образования. Замкнутый круг! А, может, не думать об этом. Ведь на ЕГЭ будут проверяться и оцениваться знания, умения, а не «доброе, вечное», что посеяно в душах учеников. Когда-то, в начале своей педагогической карьеры, я не сомневалась: уроки литературы должны воздействовать на чувственную сферу обучающихся. Готовясь к урокам, предвкушала их эмоциональный отклик на прочитанное. Совместные переживания на уроке, размышления, открытия, споры учащихся о произведении и его героях приводили к необходимым литературоведческим знаниям, позволяющим индивидуальную читательскую интерпретацию соотнести с объективным литературоведческим анализом. И появлялись интересные сочинения, доказательные, с опорой на произведение, ответы, объясняющие приемы и средства, использованные писателем для раскрытия темы, создания того или иного образа… Кажется, вопрос читать или нет перед учащимися не стоял. Особенно то, что требовала программа. По крайней мере, мне так казалось. Да и творческая работа на уроке и вне его, результаты экзаменов убеждали меня в этом. Сегодняшний ученик в информационном пространстве ориентирован не на книгу, а на компьютер, заменивший ему многое и от многого его оградивший и освободивший. Кризис чтения, о котором столько говорят и пишут и попытки его преодоления, вызвали к жизни внедрение разнообразных педагогических и предметных технологий, разработку системы проверки качества литературного образования. Ориентируясь на них, все чаще сталкиваюсь с ситуацией, когда эмоции детей не соотносятся с объективным знанием, а знания, полученные в готовом виде, не прочувствованы, не пережиты. И появляются скачанные из интернета сочинения, односложные, неэмоциональные ответы, невыразительное чтение… И вновь возникает вопрос: технологический подход и литература как искусство слова совместимы ли? Бесспорно, искусство слова требует колоссальной работы души и разума. Этой работе, как и всякой другой, следует обучать. Как? Общеизвестно: с учетом специфики учебного предмета, т.е. с учетом силы «воздействия искусства на растущего человека». Чтобы насладиться искусством слова, осознать его смысл, проникнуть в глубину, следует обращаться к внутренним формам проявления сознания – к интуиции, эмпатии, воображению, рефлексии. А чтобы научиться понимать свои чувства, объяснять их, надо освоить с учащимися определенные формы и способы читательской, интерпретационной, познавательной, творческой деятельности. И тут не обойтись без личностно-ориентированного и коммуникативно-деятельностного подходов, без диалоговой технологии, педагогической мастерской и т.п.. Значит, все-таки технологический подход в организации процесса восприятия произведения на уроках литературы необходим. Важно только, чтобы применяемая технология работы с произведением не увела нас от самого произведения, не лишила удовольствия от общения с ним. Конечно, многое зависит от учителя, его интуиции, творческой свободы и т.п. Как это все сложно! И как интересно!
-80%
© 2015, Ендрихинская Галина Владимировна 707