СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология критического мышления как средство развития грамотного письма и речи учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология критического мышления как средство развития грамотного письма и речи учащихся

ТЕРНОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА

учитель русского языка и литературы

Введение

Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню.

Жан Жак Руссо

Актуальность. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Использование методов критического мышления на уроках русского языка позволяет формировать у учеников такую междисциплинарную компетентность, как коммуникативная, благодаря которой будущий выпускник будет социально мобилен, адаптирован к требованиям современного общества.

Цель. Целью использования данной технологий является развитие коммуникативных навыков, развитие речи, развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся, развитие умения учащихся анализировать, наблюдать, интерпретировать, делать выводы.

Гипотеза. Если использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Задачи.

  • Показать значимость применения технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.
  • Доказать, что практическое использование навыков критического мышления способствует развитию коммуникативной компетенции, умения анализировать, предлагать свою точку зрения, доказывать ее.
  • Поделиться промежуточными итогами применения ТКМ как средства повышения качества знаний учащихся.

Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Критически мыслящий ученик - это ученик, способный к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действию.[1,cтр.154]. Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки, убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Оно может начинаться с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Найдя собственное решение проблемы, необходимо подкрепить его разумными, обоснованными доводами. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем, обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию [2].

При правильном индивидуальном подходе можно развить у ребенка готовность самому добывать знания, желание исследовать, практиковать. Применение технологии критического мышления способствует развитию навыков размышления, рассуждения. На своих уроках использую приемы, которые способствуют развитию критического мышления у детей, чтобы научить ребят анализировать, синтезировать, аргументировать.

Основная часть

Постановка проблемного вопроса помогает активизации мыслительного процесса. Учащиеся при работе с видеороликом по теме «Жизнь и творчество Пушкина» должны были определить тему урока. Поставленная задача определения критериев, по которым они делают выводы, помогла в реализации этой задачи. Перед просмотром был поставлен вопрос, докажите, о чем мы будем говорить, аргументируя свой ответ. В процессе наблюдения за сюжетом фильма, дети собирали доказательства. Отвечая на вопрос, ученики аргументированно доказывали свои предположения. Например:

-Скорее всего, мы сегодня будем говорить о А.Пушкине, так как в сюжете я увидела портрет поэта, услышала имя няни Арина Родионовна, кроме этого услышала отрывок из стихотворения поэта.

Данный ответ демонстрирует понимание темы урока. Ребенок через наблюдение, посредством анализа сделал вывод.

Целью работы по развитию навыков критического мышления становится необходимость научить детей, стимулировать их к доказательствам на основе собственного опыта. Например:

-Как вы определяете, что пришел друг, если вы его не видите, т.к. он еще за дверью. Вы можете это сделать? Как вы это делаете? Есть причины, по которым вы определяете?

Наталкивая детей на правильный ответ, необходимо приводить простые примеры из жизненного опыта, так как это помогает в работе над более сложными примерами. Как в случае работы над видеосюжетом о Пушкине. Постановка проблемного вопроса заставляет детей анализировать, сопоставлять, искать доказательства.

В учительской практике для достижения поставленной цели, необходимо использование вопросов. В своей работе я сталкиваюсь с проблемой кратких ответов, которые не показывают ту глубину знаний, необходимую для учащегося. Задавая вопрос высокого порядка, направленный на умение ученика анализировать и оценивать, не всегда получаешь аргументированный ответ. При работе в классе выявила, что детям проще ответить кратко, не рассуждая и не аргументируя. Например:

-Объясните, каковы причины южной ссылки Пушкина?

В этом вопросе четко звучит слово «объясните», которое подразумевает именно объяснение, поэтому ученики уже умеют «слышать» вопрос и отвечают развернуто.Например:

-Основной причиной ссылки явились стихотворения поэта, которые выражали недовольство властью.

-Пушкин прославлял борьбу за свободу. Его сослали на юг, заменив ссылку на север, потому что он был народным любимцем, власть боялась бунтов, кроме этого, у Пушкина были свои покровители

Важно научить ребенка задавать вопросы, потому что ответить на вопрос легче, чем его составить. Обучение формулировать качественные вопросы является ключом в развитии критического мышления и в становлении ученика как хорошего критического мыслителя [3]. На уроках литературы часто составляем вопросы высокого порядка, эту работу провожу как в группах(парах), так и индивидуально.

- Объясните успех болдинского периода в творчестве Пушкина

-Поразмышляйте, есть ли связь творчества и периодов жизни поэта.

- Докажите, что Плюшкин сможет изменить свою жизнь. Использование подобных заданий на каждом уроке повышает качество составления вопросов, следовательно и качество ответов. Если ребенок будет четко знать, что на каждом уроке используются подобные задания, то будет стремиться к совершенствованию своих навыков. Дома ученики составляют вопросы, которые на следующий урок используем в качестве опроса с целью определения понимания материала по изученной теме. Наблюдение за детьми показало, что у ребят, у которых получается составить вопрос высокого порядка или правильно ответить на подобные вопросы, повышался мотивационный аспект. Они активно включаются в учебный процесс. Работу над совершенствованием навыков постановки вопросов высокого порядка я регулярно провожу на своих уроках с целью обучения детей умению применять, реорганизовывать, расширять, оценивать информацию.

Синквейн помогает ученикам выбрать из большого потока самую важную информацию и изложить ее кратко. Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.[4]. Первым этапом стало знакомство с образцом, с примером. В процессе работы над синквейном о Лермонтове дети учились из большого потока информации отобрать главную информацию. Отметила, что ребята, которые справились с этой работой, пробовали составлять не по одному, а по несколько примеров, следовательно, данный успех способствовал формированию у детей уверенности в своих силах. Учащиеся, испытывавшие трудности при выполнении этого задания, обращались за помощью к одноклассникам, которые помогали им. С некоторыми ребятами работала на первом этапе индивидуально, объясняла на примерах, помогала нарабатывать опыт. Применение этого приема позволяет выяснить уровень понимания материала учениками, развивает у учеников навык критического мышления. Применение данного приема способствует развитию навыков наблюдения, анализа, вывода и интерпретации. Например,

Свобода

Главная, необходимая

Помогает, сближает, наказывает

Ценил со школьной скамьи

Жизнь !

Данный синквейн показывает качественное усвоение материала по новой теме с учетом предыдущего опыта. Посредством подобных заданий развивается не только умение мыслить критически, но и развивается речь ребенка. Обучение работать над составлением синквейна на уроках литературы позволило научить детей путем анализа из большого потока информации выбрать важную.

В своей работе Эрик Рустен и Сьюзан Шуман «Интеграция критического мышления в учебной деятельности через учебную программу» отмечали, что критически мыслящий ученик задает уместные вопросы, ищет новые решения, оценивает утверждения и аргументы, ищет доказательства, различает факты и мнения, получает удовольствие от процесса обучения [3]. Такого ученика, мы должны воспитать через свои уроки, используя различные приемы и методы. Современный ученик очень мало читает. Это является проблемой не только учителя литературы, но и преподавателей других предметов, потому что везде необходимо читать, чтобы закрепить имеющиеся знания, получить новые. На одном занятии было предложено прочитать материал о раннем периоде жизни Пушкина, маркером в процессе чтения отметить главное. Затем на основе главного составить кластер Предложенная схема построения кластера помогла в реализации поставленной задачи. На последующих уроках проделывали эту работу самостоятельно, без подсказок. В итоге были составлены в группах кластеры, которые отличались содержанием, хотя текст был один. (см.приложение 1)

Данный пример доказывает, что дети мыслят по-разному, видят проблему иначе, чем остальные. Умение составлять кластер еще один из способов развития критического мышления. Условием качественного выполнения работы при создании кластера является разнообразие идей, предложений. Данный прием способствует развитию навыков отбора информации, умение аргументировать, доказывать.

При работе с текстом использую прием «Таблица Инсерт», который способствует внимательному прочтению текста с попутным его анализированием. В начале работы детям был предложен образец таблицы. После выполнения работы над составлением таблицы совместно со всеми, учащиеся испытывали меньше затруднений, чем в первый раз. В целях обеспечения эффективной мотивации необходима поддержка.Такой прием был назван Ж.Брунером «установление подмостков»[1,стр.150]

Почему критическое мышление так важно? Учиться - значит мыслить. Плохо мыслить - значит плохо учиться. Хорошо мыслить - значит хорошо учиться. Все содержание обучения должно быть логично структурировано. Запоминание не есть обучение [3]. Следовательно, если ученик самостоятельно приходит к выводу, самостоятельно добывает знания, то это уже прогресс, правильный путь саморазвития.

Прием «Корзина идей» способствует развитию критического мышления, так как активизирует знания учащихся, приобретенные ранее. Этот вид работы учит мыслить, связывать новую тему с предыдущим опытом. Использование на уроках данного приема активизирует мыслительные способности, развивает навыки анализа и синтеза информации, использование имеющегося опыта.

Возрастающее количество современных исследований подтверждает, что дети обучаются эффектнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждение, диалог и аргументацию [1,cтр.156]. Прием «Мозаика», Джигсо, «Скользящие группы»способствует навыку работы в группах, умению прислушиваться к мнению других, выдвигать свои идеи. Прием «Горячий стул» помогает учителю понять уровень усвоения материала учеником, а ученику понять, над чем предстоит еще поработать. Прием «Стоп-кадр» развивает навыки творческого мышления, «Диалог на стикерах», «Круги по воде» позволяют учителю проверить знания по теме и определить пробелы с целью устранения их на последующих уроках. «Бортовой журнал», «Двучастный дневник» учит навыкам анализа и синтеза. Прием «Ассоциации» способствует развитию умения рассуждать над имеющимся опытом, соотнося его с изучаемой темой. На одном из уроков работали со словом «мотив», целью работы было подобрать ассоциации к этому слову, аргументировать свой ответ. Учащимися были предложены идеи, которые они аргументировали, подвергали сомнению некоторые утверждения и делали выводы. Например: аргументирование своих предположений одной из групп сводилось к тому, что они написали слово «мотив» и стрелками соединили другие понятия: тема, концепция, желание, объяснив, что предполагают связь этих слов, так как они обозначают схожие понятия, т.е. это то, о чем хочешь рассказать, что важно для тебя.

При работе на уроке можно использовать различные приемы развития у детей критического мышления. Следующий прием, который использую на уроке с целью научить анализировать, прогнозировать, делать выводы по изучаемой теме - это заполнение таблицы ЗХУУ. Прием способствует развитию навыков критического мышления, учит детей ставить перед собой определенные цели и стремиться к их достижению.

Использование на уроках эссе способствует развитию навыков критического анализа, умения сделать обоснованные выводы и обобщения. Начиная с пятого класса, ученики писали маленькие эссе на определенные темы. В течение учебного года отмечается повышение качества знаний по русскому языку и литературе(см.приложение2).

Заключение

Развитие навыков критического мышления учеников является одной из основных задач современного учителя. Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута [5]. Учащиеся на начальном этапе не могли работать организованно в группе, боялись высказывать свое мнение, не могли аргументировать свой вывод. После внедрения на уроках приемов и стратегий КМ учащиеся научились анализировать, аргументировать. Работая в паре, группе, научились слушать и слышать друг друга, доказывать. Используя на уроке вопросы высокого порядка, учащиеся научились отвечать развернуто, обосновывая свою точку зрения. Эссе и синквейн способствуют отбору важной информации и аргументированию ответов.

.

Литература

1.Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012

2.Дэвид Клустер «Что такое критическое мышление?» http://rus.1september.ru

3.Эрик Рустен и Сьюзан Шуман «Интеграция критического мышления в учебной деятельности через учебную программу» http://www.myshared.ru

4.Определение синквейна из энциклопедии интернет ресурса https://ru.wikipedia.

5. Алексеева Т.Ю. «Технология критического мышления»

Категория: Русский язык
11.12.2016 16:41


Рекомендуем курсы ПК и ПП