СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Технология уровней дифференциации
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения направлен на обеспечение условий эффективной реализации и освоения основной образовательной программы начального общего образования. Наиболее важным из них является раскрытие интеллектуального потенциала учащихся. Необходимо, чтобы каждый ученик стал подлинным субъектом учебного процесса, желающим и умеющим учиться.
Одним из способов решения задач развития познавательных способностей учащихся является разработка специальных заданий.
В современных учебниках математики начальной школы предлагаются задания для тренировки операций мышления (классификация, обобщение, анализ и др.) Практика показывает, что одни задания ученики выполняют легко, другие вызывают затруднения. Говорит ли это о локальных трудностях в обучении или показывает характерные особенности выполнения умственных операций. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть, как в процессе обучения, в частности при подборе учебных заданий, учитываются психологические механизмы.
Например: после изучения алгоритма умножения многозначного числа на однозначное, двузначное, некоторые ученики безошибочно применяют изученный алгоритм и находят правильный ответ и могут применить свои знания в новых условиях, а кому-то нужна помощь (серия наводящих вопросов, дополнительные разъяснения и т.д) В данном случае учащиеся выполняют одинаковые задания, но существуют качественные отличия в их знании учебного материала и характере деятельности (репродуктивная и продуктивная).
В трудах Е.Л.Белкина, В.П.Беспалько, А.И.Иванова и др.описана специфика репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся и их соответствующие возможности в приобретении знаний.
Репродуктивная деятельность предполагает точное воспроизведение показанного образца. Это скорее исполнительская деятельность. В процессе продуктивной деятельности учащиеся применяют уже усвоенное знание в новых условиях, что дает возможность получить новое знание. Репродуктивная и продуктивная деятельности могут выполняться с различной степенью самостоятельности (с опорой, подсказкой или без помощи учителя).
Если учащийся действует только репродуктивно, под руководством педагога или с опорой на подсказки( в виде схем, планов ответа и т.д.) не может самостоятельно воспроизвести имеющиеся у него знания об изученном объекте, а лишь узнает некоторые его свойства или процессы, такие знания называют знаниями-узнаваниями (первый уровень знаний).
Например: ученик понимает, что для решения примера ему надо вспомнить таблицу умножения, но не знает нужного ответа. Найти другой путь решения(заменить умножение суммой одинаковых слагаемых или вспомнить рядом стоящие приемы из таблицы и присчитать до заданного произведения) он может только после подсказки.
Приобретение новых знаний всегда начинается с первого уровня. Несмотря на то, что такие знания можно назвать поверхностными, этот уровень очень важен для создания ориентировочной основы дальнейшего изучения учебного материала, развития познавательных интересов, расширение общей эрудиции. Обладая знаниями-узнаваниями, учащиеся начальной школы могут выполнять задания на:
Постепенно, осмысливая новое знание, запоминая его и применяя его на практике, учащиеся переходят к самостоятельной репродуктивной деятельности и демонстрируют свои знания в соответствии с данным учителем образцом. Это знания-репродукции (второй уровень знаний).
Знания второго уровня являются необходимыми для усвоения, они точно регламентированы, зафиксированы в образовательных программах, оцениваются учителем и составляют основу учебной дисциплины.
Познавательная деятельность учащихся на этапе получения знаний-репродукций заключается в четком воспроизведении или частичном реконструировании изученных объектов при выполнении упражнений следующих видов:
Применение знаний-репродукций в новых нестандартных ситуациях создают условия для включения учащихся в продуктивную деятельность и как следствие для приобретения знаний, которые называют знания-умения (третий уровень знаний). На этом этапе учащимся предлагают нетиповые задания, например: «Составьте задачу по выражению 35-(17+8)», «Составьте и решите уравнение на нахождение неизвестного слагаемого так, чтобы неизвестное число было равно2».
На основе знаний-умений может выполняться преобразование усвоенного для решения новых задач ( создается субъективно новое знание). Такая деятельность будет продуктивной, но здесь предполагается оказание помощи или использование опорных схем. Например, ученик, понимающий смысл действия умножения, называет соответствующие случаи деления по наводящим вопросам учителя.
Знания-трансформации (знания четвертого уровня) появляются в процессе продуктивной деятельности без помощи и опоры. Это новые знания приобретенные ребенком самостоятельно, а не в процессе обучения. По - другому, можно сказать - творчество.
Таким образом, важно своевременно выявлять способных учащихся, развивать их познавательную деятельность, повышать образовательный уровень. Однако если школьник ограничен в возможностях обучения, то можно определить для него достаточный объем учебных знаний первого и второго уровней.
Использование заданий, построенных в зависимости от характера деятельности, позволит более дифференцированно подходить к оценке качества знаний, выявлять более способных учащихся для специализированной подготовки.
© 2016, Никандрова Елена Фёдоровна 371