СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕСТОПЛАСТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ПОВЫШЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Декоративно-прикладное искусство – самое древнее искусство: оно возникло ещё в первобытные времена. И в то же время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку в его жизни, в быту. Потому и прикладное, а слово «декор» означает «украшать, придавать красивый вид». Декоративно-прикладное искусство разнообразно по технике исполнения и материалам, из которых выполняются изделия. [1, стр. 3]

Лепка - вид пластики, создание скульптурных произведений из пластичных материалов. Глина и пластилин, которые традиционно используются на уроках в школе - далеко не единственные материалы, из которых можно лепить. Глина имеется не в каждой школе, а пластилин слишком мягкий материал, даже покрытый лаком - подвержен разрушению. Поэтому в качестве материала для занятий лепкой можно использовать соленое тесто.

Лепить - это необыкновенно интересно! На рисунке мир выглядит плоским, а скульптурное произведение многомерно и - что особенно замечательно - многофункционально. [4, стр. 1]

Тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.[2,стр3]

Актуальность выбора материала в том, что соленое тесто – экологически чистый, не аллергенный материал. Из одного комка теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. Соленое тесто - универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранить полученный результат.

Лепка из соленого теста в современном мире называется тестопластикой. Сегодня - тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Техника тестопластики интересна, многообразна.

Работа с соленым тестом уже давно стала одним из самых распространенных и любимых занятий в школе, в детском саду, в быту. Изделия, выполненные из соленого теста, не только приносят радость взрослым и детям, но и украшают жилище или становятся хорошими подарками для родных и друзей. Границ для фантазии не существует.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Лепка развивает не только речь, художественные способности, но и абстрактное и логическое мышление, воображение.

Моё знакомство с соленым тестом началось с 1997 года. Сделав первый замес – испытала полный восторг! Такое чувство, что в руках что-то живое, дышащее, мягкое, каждое прикосновение к нему оставляет след. Первые работы радовали и меня, и учеников, всегда интересно исследовать новые технологии. Выполнялись работы с огромным удовольствием - это корзины с фруктами и цветами, маски, веселые зверюшки, сюжеты из сказок.

Занятия тестопластикой сначала проводились во внеурочное время, в кружке, но опыт накапливался, и были разработаны программы элективных курсов для уроков технологии «Основы тестопластики» и «Панно из соленого теста», а также программа «Забавные мукосольки» для занятий во внеурочное время. Программы имеют социально – педагогическую и художественно – эстетическую направленность.

Основная цель программ: приобщение школьников к традиционному искусству художественных народных промыслов, а так же к творческой проектно- конструкторской деятельности.

Основные задачи:

  • познакомить с возможностями теста, с его историей, с технологическими возможностями этого удивительного материала;
  • формировать способности самостоятельно создавать творческий продукт на основе наблюдений, памяти, художественно-образного мышления, воображения, фантазии;
  • реализовать духовные, эстетические и творческие способности;
  • развивать ценностное отношения к человеку, его культуре, труду;
  • развитие глазомера, моторики, координации движений, приучать детей к аккуратности.

Содержание программы интегрируется с такими учебными предметами, как технология и изобразительное искусство, скульптура, дизайн и конструирование, народное творчество и история. Они позволяют изучать культуру предков и современников как целостный мир.

Чтобы заинтересовать учащихся, применяется наглядный метод – демонстрация авторских изделий и работы сверстников, а также богатейшая коллекция поделок из Интернет. Начинаем занятия всегда с теоретических основ, с истории развития промысла за рубежом и, особенно, в России, с красивой легенды XII века об Архангельских поморах, с бесед о хлебе, о труде, который вложен сельскими тружениками. О добром отношении к хлебу и к поделкам из хлеба. На занятиях я знакомлю детей с особенностями тестопластики как видом народно-прикладного искусства, с инструментами, которые необходимы для работы с тестом, с технологическими приемами работы с тестом на наглядном примере.

Примером для подражания являются проектные работы, которыми оформлены школьное фойе и мастерская. На занятиях дети используют альбом с поэтапными, иллюстрированными мною разработками выполнения изделий. Он построен также как и сами занятия, по принципу «от простого к сложному». От усвоения приемов лепки до сложных композиций. Внеурочные занятия, основанные на игровых приемах и творческой фантазии, интересны тем, что предлагается тема для изготовления, а работы у всех детей получаются разными.

Весь процесс обучения отражает творческий, исследовательский, информативный и воспитательный характер. Учащиеся учатся проектировать и создавать свои изделия, декоративные панно. Это поможет в будущем творчески подходить к оформлению своего жилища, продумывать его оригинальное художественное решение.

Современные изделия очень сильно отличаются от мукосолек прошлых столетий, мотивы диктует жизнь и окружающая действительность, но мы стараемся не забывать главный смысл изделий из соленого теста – они несут символ благополучия, богатства и счастья в семье. Сколько радости в глазах детей и их родителей, когда удается поделка. Выполненные панно в этой технике особо любимы. Большим интересом пользуются работы из теста на выставках. Зрителю (кто не знает этой техники) очень интересно, из чего это сделано, хочется дотронуться, прикоснуться к таинству. [4, стр. 2]

Тесто доступно всем. Это дешевый и легкий в усвоении материал.

Мука, соль, вода и капелька масла – все, что понадобится для создания шедевра. Его можно даже съесть, лепить могут даже самые маленькие. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают и могут долго храниться. Главное здесь пытливый ум, природное любопытство и желание создавать, постоянно творить что-то новое. [2, стр. 3]

Так, нами был разработан один из приемов лепки – работа на основе. Этим способом были выполнены проекты Рязановой Ольгой «Дары осени» (2010г), которые на Всероссийском конкурсе проектов «Первые шаги» заняли дипломы лауреатов и медали Эвариста Галуа и Третьякова Мария с серией работ «Живой мир» - Диплом лауреата 1 степени на Международном фестивале «Москва верит талантам» (март 2015г.). Особенность выполнения этих панно заключается в том, что вся работа выполняется цветным тестом и крепится клеем ПВА на загрунтованную основу (ДВП), затем проводится сушка и роспись изделия. Использовать другой способ не целесообразно, разрушится композиция и невозможно будет достигнуть такой воздушности и целостности.

Работа с младшими школьниками также полна открытий, фантазии нет предела – с каким удовольствием они используют различные материалы для воплощения своих идей. Это и коробочки из картона, которые затем превращаются в изящные шкатулки под мамину бижутерию. Это различные пластиковые формы, которые преобразуются под руками маленьких мастеров в сказочные замки и вазы. Они также успешно выполняют не просто изделия из соленого теста, а участвуют в конкурсах с проектами. На городском конкурсе «Эвритошка» ученицы 4а класса Манакова Оля и Попова Мария с проектом «Чудо на ладошке» заняли 3 место. В этом году у девочек есть желание выполнить более значимую работу и выйти на конкурс.

Технология тестопластики совершенствуется с каждым занятием, темы проектов усложняются, повышается художественная культура учащихся. И если на первых занятиях дети были зависимы от меня, теперь они самостоятельно выполняют задуманные идеи и учат начинающих постигать азы лепки.

Тестопластика прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость. Старинная традиция тестопластики не исчезнет и, более того, станет любимым занятием для тех, кто хочет прогнать плохое настроение и грусть, кто сохранил в себе сказочный мир и желание передать его детям. [3, стр. 4]

Библиографический список.

  1. Н.А.Горяева, О.В.Островская Декоративно-прикладное искусство в жизни человека - М.: Просвещение, 2000.
  2. Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. – Санкт-Петербург: КРИСТАЛЛ, 2001.
  3. Чаянова Г.Н. Соленое тесто. – М.: Дрофа-Плюс, 2008.
  4. http://club.osinka.ru/download.php?id=15603&sid=7eec292cde1d9f2a125f52d9e296d76b
Категория: Внеурочка
14.04.2015 18:24


Рекомендуем курсы ПК и ПП