СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: Дифференциация звуков «с-ш».
Цель: формирование правильного произношения, профилактика акустической дисграфии.
Задачи.
Образовательные: различение звуков «с-ш»; закрепление правильного произношения звуков «с-ш» в словах и предложениях. Закрепление знания положения органов артикуляции при произнесении этих звуков. Закрепление полученных навыков анализа звукового состава слов. Выделение звуков [с-ш] в словах. Сравнение слов, отличающихся одним звуком.
Коррекционно-развивающие: развитие и коррекция познавательных процессов (зрительного и слухового восприятия, словесно-логического мышления, памяти) и интеллектуальных умений (ориентировка в задании; способы выполнения задания, словесной инструкции); развитие фонематического слуха; развитие связной речи.
Воспитательные: воспитание интереса к уроку, активности; воспитание правильного поведения на уроке.
Ожидаемые результаты.
Личностные:
· стремление к приобретению новых знаний и умений;
· критическое отношение к получаемой информации и избирательности её восприятия.
Регулятивные:
· регулировать весь процесс познавательной деятельности; чётко выполнять требования познавательной задачи;
· уметь планировать чёткую последовательность действий хода работы над звукобуквенным анализом слова.
Познавательные:
· уметь различать фонетически близкие звуки;
· уметь составлять рассказ по картинке по предложенному плану;
· осознанное и грамотное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
· уровень развития коммуникативных качеств школьников, который достигается в процессе групповой работы;
· уметь формулировать собственное мнение и позицию;
· уметь правильно формулировать вопрос при возникновении затруднений.
Оборудование: картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки «с-ш»; картинки с изображением: Соловья, Мышки, кашки, каски, мишки, миски, крыши, крысы, руки в положении «чашечки», руки в положении «горки»; изображение игры «Разобрать по ящикам».
Ход занятия.
№ п/п |
Этапы урока |
УУД |
1. |
Организационный момент 2 мин. - Ребята, садитесь на места. - К нам в гости пришли Голосистый Соловей и Шуршащая Мышка. - Какую песенку поет Голосистый Соловей? Голосистый Соловей поет песенку «с-с-сссс» - Какую песенку поет Шуршащая Мышка? Шуршащая Мышка поет песенку «ш-ш-шшш». - Значит, сегодня на уроке, какие звуки будем слушать? («с», «ш»).
|
Коммуникатив. (умение правильно выражать свои мысли, умение слушать, слышать и понимать); Регулятивные (постановка цели и темы занятия). |
2. |
Изучение нового материала 10 мин. - Звук «с», какой? (согласный, твердый, глухой) - Звук «ш», какой? (согласный, твердый, глухой) - Значит, оба этих звука, какие? (согласные, твердые, глухие) - Произнесите звук «с-с-сссс», язычок, где находится? (внизу) Сделайте горочку. (Учитель демонстрирует руку и предъявляет изображение руки горкой.) - А в каком положении находятся губки? (растянуты в улыбке) - Теперь произнесите звук «ш-ш-шшш», язычок, где находится? (наверху) Язычок у нас в положении чашечки. (Учитель демонстрирует свою руку и предъявляет изображение руки чашечкой.) - А губки? (слегка округлены) - теперь ответьте: Чем отличается звук «с» от звука «ш»? (при звуке «с» язычок внизу и губки «улыбаются», при «ш» - язычок наверху, губки слегка округлены). - Я показываю вам горку, вы произносите звук «с»; показываю чашечку, вы произносите звук «ш». ∩ (c) U (ш) ∩ (с) U (ш)
- А теперь говорите слоги со звуком «а» ∩ (cа) U (ша) ∩ (са) U (ша)
- Теперь то же самое, только со звуком «о» ∩ (cо) U (шо) ∩ (со) U (шо)
- Ребята, я вам выдала по картинке. Посмотрите на нее. - Назовите картинку и, подумайте к какой картинке вы ее положите. (учитель указывает на изображение рук) - Выходите по очереди к доске, называйте картинку; говорите, к какой картинке вы ее положите и почему. (мишка, я положу ее к этой картинке, потому что в названии есть звук «ш») и т.д. …
|
Личностные (связь с реальными жизненными ситуациями и целями); Познавательные (действия исследования, поиска, моделирование изучаемого содержания) Коммуникатив. (умение правильно выражать свои мысли, умение слушать, слышать и понимать); |
3. |
Игра» Разобрать по ящикам». 3 мин. - Ребята, Соловей, и Мышка решили разобрать свою кладовку и разложить все предметы по ящикам. (Учитель предъявляет плакат с заданием) - Помните, какой звук любит Соловей, а какой звук любит Мышка. - Выходите по очереди. - Предмет линией соедините с нужным ящиком. - Что для кого? (Шапка для Мышки.)
|
Познавательные (действия отбора и структурирования информации) Коммуникативные (умение слышать, слушать партнёров, согласованно выполнять совместную деятельность) |
4. |
Физкультминутка 2 мин. - Давайте все встанем, выйдем из-за парт. Слушайте внимательно. На звук «с» - хлопните в ладоши, на звук «ш» - топните правой ногой. УСЫ – УШИ – МЫШЬ – МЫС – НАШ – ВАШ – ВАС – НАС – НАСОС – ПОШЕЛ – КАША – ШИЛО – КАССА – БАСНЯ – БАШНЯ – СУТКИ – СОР.
|
Коммуникативные (умение слышать, слушать) |
5. |
Сравнение слов, отличающихся одним звуком. 8 мин. - Садитесь на места. Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число. (Учитель предъявляет изображение каски.) - Ребята, что это? (это каска) - Что такое «каска»? (Солдат, чтобы защитить голову одевает каску.) - Запишите самостоятельно в тетрадочках звукобуквенный анализ слова «Каска». - А теперь возьмите полоски и кружочки. Выложите схему слова «Каска». - Какой 1-й звук? (1-й звук «к», он согласный, твёрдый, глухой) - Какой 2-й звук? (2-й звук «а», он гласный, ударный) - Какой третий звук? (3-й звук «с», он согласный, твёрдый, глухой) - Какой 4-й звук? (4-й звук «к», он согласный, твёрдый, глухой) - Какой последний звук? (Последний звук «а», он гласный, безударный). - Сколько согласных? (три) Назовите. - Сколько гласных? (два) Назовите. - Сколько слогов? (два) Почему? - Какое правило мы знаем? (Два слога, потому что два гласных в слове.) - Отхлопаем это слово по слогам. - Покажите мне кружок, обозначающий звук «с». - Теперь покажите кружок, обозначающий звук «ш». - Замените звук «с» на «ш». - Какое слово получилось? (кашка) (учитель показывает изображение кашки) - Назовите картинки. (каска, кашка) - Чем отличаются названия этих картинок? (одним звуком)
|
|
6. |
дидактическая игра «Звуки заблудились». 4 мин. Задание от Мышки и Соловья. Исправьте неправильные предложения. (Учитель выставляет 2 картинки: мишка и миска) - Это? Мишка. - А это? Миска. Положили кашу в МИШКУ, Угостили мёдом МИСКУ. - Скажите правильно. Запишите правильно в тетрадях. Подчеркните изучаемые согласные.
(Учитель выставляет 2 картинки: крыша, крыса.) - Это? Крыша. - Это? Крыса. Сгрызла всю картошку КРЫША, Скоро будем строить КРЫСУ. - Скажите правильно. Запишите правильно в тетрадях. Подчеркните изучаемые согласные.
|
|
7. |
Развитие связной речи «составление рассказа». 10 мин. Задание 2 от Мышки и Соловья. - Ребята, молодцы, справились с заданием Мышки и Соловья. Теперь они вам подготовили второе задание. (Учитель предъявляет картинку с изображением кошки.) Мышка и Соловей хотят составить рассказ о свой любимой кошке. - Что мы с вами сейчас будем делать? - Мы сейчас будем составлять рассказ о кошке вместе с Мышкой и Соловьём. - Мышка и Соловей составили уже план рассказа. Посмотрите на доску. (Учитель предъявляет план рассказа). 1. У кого была кошка? 2. Как её звали? 3. Какого цвета у неё шерсть? 4. Какой она породы? 5. Какого она цвета? 6. Чем она любит питаться? 7. Как она любит играть? 8. Где она спит? 9. Как ты относишься к кошкам? - Каждый из вас подумайте, какой рассказ вы бы составили. - Послушаем каждого из вас. - Молодцы! Дома, в тетради запишите, составленный вами рассказ.
|
|
8. |
Итог 1 мин. - Ребята, какие звуки вы сегодня слушали? (звуки «с», «ш») - Назовите слова, которые вы помните на звук «с». - Назовите слова, которые вы помните на звук «ш». - Сегодня вы меня порадовали, хорошо работали. - Ребята, наше занятие закончилось. Спасибо.
|
|
© 2015, Серова Анна Александровна 872