СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

образовательные: продолжить знакомство с произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации, обучать краткому пересказу; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи;

развивающиеразвивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать  нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;

воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим"; интерес к чтению.

Оборудование и ресурсное обеспечение: портрет К.Г. Паустовского, выставка книг К.Г. Паустовского, иллюстрация вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки,   учебник «Родная речь» ч.2 ав. Климанова Л.Ф.

компьютер, экран, проектор, программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word

 

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Тогда приступим к работе, но сначала подготовим наши органы речи.

  1. Артикуляционные упражнения:

а)  «Дудочка»

б) « Часики»

в) « Качели»

г) « В цветочном магазине»

III .Речевая разминка.

-Прочитайте загадки хором и скажите, о ком в них говорится?

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона

Это… (ворона).

 

 

-  Как вы догадались, какие слова вам помогли ?

 

 

 

- Прочитайте следующую загадку:

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю,

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый… (воробей).

 

-  Как вы догадались, какие слова вам помогли ?

- Прочитайте ещё раз загадки орфографически ( т.к. записано), затем орфоэпически.

 

IV. Актуализация темы.

1.  Введение в тему.

 - Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эти загадки?

2. Сообщение целей урока.

 - Верно, сегодня мы продолжим работу над произведением К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей».

V.  Проверка домашнего задания.

 

-Что  интересного вы узнали о жизни и творчестве этого человека?

 

-Всю свою жизнь Паустовский любил и очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений.

 - Произведение « Растрёпанный воробей» сказка это или рассказ? Докажите.

- Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии, воображению писателя?

-Существует ли такой воробей, который может вернуть хрустальную веточку, или он бывает только в сказках?

(Воробей Пашка – сказочный персонаж и это позволяет нам утверждать, что это произведение сказка.)

- Какие моменты в сказке на вас произвели большее впечатление, покажите и расскажите, что вы изобразили.  ( Индивидуальный опрос. Краткий пересказ отрывков.(2 -3 ч.)

 

 VI. Работа с текстом произведения.

 

1.  Жужжащее чтение

-Сегодня мы постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками событий.

Обратимся к тексту произведения.

 

-Прочитайте начало сказки и определите, кто из героев предстаёт перед нами первым? (с.12)

 

 

 

 

 

 

- Кто из героев предстаёт перед нами первым?

- С кем жила Маша?

- Внимательно посмотрите на вопросы.   Найдите те, которые не относятся к произведению.

 

   3. Выборочное чтение.

 

-Расставьте оставшиеся вопросы в порядке следования эпизодов текста. Ответьте на вопросы.

 

- Прочитайте, как об этом пишет Паустовский? ( с. 13)  

  VII.  Физминутка ( снятие зрительного утомления)

VIII. Работа по содержанию текста.

- Перед вами иллюстрация к тексту. Что вы видите на ней?

-   Перед вами на партах лежат небольшие отрывки из этой части. Ваша задача найти в учебнике нужный отрывок, прочитать его и вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работаете  в парах)

- Проверяем.

-В этой сказке, как и в произведениях других авторов, главный герой – не человек, это животное, воробей, по его имени назван рассказ. Об этом образе поговорим после небольшой паузы.

Физкультминутка.

   Ix. Работа над образом воробья Пашки и вороны.

    - Как же Пашка попал в дом к Маше? Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из                мультфильма, который был поставлен по мотивам  сказки  Паустовского.

  1. Просмотр отрывка из мультфильма  

    - Как же Пашка попал в дом к Маше?

- Хорошо ли было Пашке у девочки?

- Как  он стремился её отблагодарить?  Прочитайте отрывок и добавьте недостающие слова.

   2. Беседа с сопровождением выборочного текста.

Совсем по-иному вела себя другая героиня сказки-ворона. Она частенько занималась воровством в доме Маши. Что было предметом последнего воровства вороны, и кто оказался свидетелем этого поступка?

(  Ворона влезла в комнату, прыгнула на мамин стол, воровато схватила стеклянный букет и вылетела за окно. Всю эту картину увидела Маша.)

 

- Что предпринял Пашка, узнав о воровстве вороны? Найдите в тексте описание нападения воробьев на жилище вороны? (выборочное чтение) с.20

 

 

 

 

 

 

 

3. Свободные высказывания.

 

- Подумайте, что изменилось бы, если из произведения вдруг исчез этот эпизод. Поделитесь своими мыслями.

-Чтобы так отчаянно сражаться, необходимо обладать определёнными чертами характера.

 

4. Работа со слайдами.  Характеристика героев.

 

1)  Подберите слова, которые характеризуют Пашку. Из предложенных характеристик выберите только те, которые можно отнести к Пашке.

 

2) Составление диафильма.   

 

-Паустовский очень точно смог выстроить сюжетную линию. В сказке события следуют одно за другим. В представленном мною варианте что-то напутано.

-В каком порядке, основываясь на содержание сказки, вы бы расставили кадры?

- Фильм получился незаконченный. Какой фрагмент необходимо вставить в наш диафильм?

x . Рефлексия. Итог.

- Какие чувства вы испытываете после прочтения произведения и работы над ним?

- Зачем написано это произведение? Чему оно нас учит?

- Перед вами высказывание: «От маленькой радости смеются, а от большой – плачут».

-Можно ли сказать, что это выражение отражает главную мысль сказки? Выскажите своё мнение.

- Ребята, что бы вы изменили в нашем уроке, сделали по- другому, если бы вы были учителем?

- Оцените свою работу на уроке.

- Я с вами согласна. Вы все сегодня хорошо потрудились.

 

xI . Домашнее задание  по выбору:

- составить план и пересказать по нему текст;

- подготовить творческий пересказ, подумать, как могли развиваться события с героями дальше;

- найти и прочитать другие произведения К. Г. Паустовского.

Категория: Литература
02.02.2015 17:08


Рекомендуем курсы ПК и ПП