СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Живя в сегодняшнем дне, всецело захваченные его бурным темпом, мы часто не подозреваем даже, насколько активно включается в атмосферу этой жизни память прошлого. Она окружает нас повсюду, разными путями сливается с сегодняшним днем, влияет на наше мироощущение, становится неотъемлемой частью той социально-исторической и культурной среды, в которой мы существуем, трудимся, мыслим, в которой формируются новые явления современности, новая культура. У каждого поколения есть часть его собственной жизни, уже ушедшая в историю. Нить времен не прерывается только потому, что человечество помнит свое прошлое и постоянно опирается на его уроки, на его опыт. В частности, педагогическая сущность преемственности поколений рассматривается в работе Г. Н. Волкова «Этнопедагогика» (Москва, 2000). Преемственность – условие непрерывного развития. Одновременно сама перманентность развития есть конкретное проявление преемственной связи будущего с прошлым через настоящее. Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа. Преемственность реализуется во времени и пространстве. Физическая преемственность обеспечивается природой – наследственностью, генотипом, материально-экономическая – наследованием, духовная – воспитанием. Природа, социальные условия, педагогические факторы взаимодействуют друг с другом, препятствуя или содействуя преемственности. Воспитание усиливает преемственность там, где она может существовать и без него. Порою даже стихийный воспитательный процесс, ничем не подкрепляемый и функционирующий лишь в сфере подражания, обеспечивает преемственность. Жест, мимика, манеры родителей воспроизводятся детьми неосознанно и подспудно влияют на формирование характера, стиль поведения и т.п. Преемственность и в области трудовых интересов иногда может вырасти из простого любопытства и порождаемого или подражания. То же самое возможно в сфере народного искусства. Проявления преемственности чрезвычайно многообразны. Одной из них является осуществление преемственности в форме продолжения и укрепления семейных традиций, и как духовная связь людей и единство поколений. В былые времена образованный человек должен был знать историю своего рода до седьмого колена. Сейчас же многие превратились в людей, не помнящих родства в силу разных причин. (Рекомендовать для чтения книгу М. Саая «Исследование таланта по родословным»)
Много сил и ума положил Я.А.Коменский для объединения народов Европы вокруг идей гуманизма и демократии. Сам он трудился в Швеции, Венгрии, Польше, Голландии, Англии. Его имя почитаемо во всем мире. Повсюду он оставлял добрые следы, прежде всего утверждая идеи межнационального гуманизма. На основе патриотической, этнической самоидентификации строилось его братское отношение к другим народам. По его мнению, учащимся школы следует предлагать рассказы на моральные темы, которые могут быть заимствованны из устного народного творчества, проводить с детьми состязания по отгадыванию загадок, изучать обычаи народа, его прошлое и т.д. «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот скорее отстает, чем успевает» - повторяет он народную поговорку, подчеркивая необходимость нравственного воспитания.
Великий русский педагог Ушинский перекинул мост от Коменского к новейшим педагогическим исканиям второй половины XIX и начала XX века. Опыт Коменского по просвещению народов Европы он развил и применил в духовном сплочении народов России. Великий просветитель народов был глубоким знатоком их исторических судеб. Многие народы, населяющие Россию он знал, как свой родной народ, хорошо понимал общность их исторических судеб. На основе сравнения народностей, их истории, обычаев, духовных сокровищ, языков Ушинский приходит к оценке духовного своеобразия русской нации и связанного с ним своеобразия языка. Опора на совершенные знания существенных черт духовной жизни многих народов - один из основополагающих принципов педагогической системы Ушинского. Макаренко призывает к критическому отбору народных традиций. Народный педагог не мог допустить пренебрежительного отношения к богатствам природы и народной души. Большое внимание как фактору воспитания Макаренко уделял народным игре и танцу. Макаренко писал:«100 народов, 100 языков, русский, якут, грузин - как можно примирить эту массу, которую царь держал железным обручем. А у нас обруч - это уважение, это наш гуманизм, подобного история никогда, конечно, не видела». Духовное богатство личности, как полагает Сухомлинский, - это, прежде всего часть духовного богатства нации. Сухомлинский решительным образом требует самого бережного отношения к духовным сокровищам народа, решающими из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений. В последних книгах Сухомлинского, во всех его последних статьях красной нитью проходит мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Он рассказывает детям сказки, вместе с ними поет народные песни, организует проведение народных праздников. Его ученики сами придумывают сказки, пишут сочинения по пословицам, решают народные задачи-загадки. Элементы народного творчества используются в оформлении школы, классов, кабинетов, зала, рекреаций. Он культивирует трудовые традиции, в целях воспитательного воздействия пропагандирует народное искусство и обрядность, обучает детей народным правилам приличия и хорошего тона. Обстановку, в которой общаются дети вне школы, он максимально приближает к той, в какой играли, трудились и развлекались дети народа. По мнению Сухомлинского, самая высокая и святая миссия народного педагога - научить молодое поколение уважать все созданное поколениями предшественников, каждое из которых влило свою каплю в тот океан, который представляет собой народная духовная культура. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника основной школы, любящего свой край и свое Отечество, знающего русский и родной язык, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Формирование у учащихся уважения к истории, культуре, национальным традициям народов России осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе. Задача школы состоит в том, чтобы организовать опыт патриотического поведения учащихся и формировать у них соответствующие убеждения и чувства. Человек живет не только в биологической среде, где его окружают растительный и животный мир, воздух, вода, но и в духовной сфере созданных предшествующими поколениями культурных ценностей. Мир вокруг нас прекрасен не только тем, что мы видим, но и тем, что знаем и помним о нем. Принцип верности духовному историческому наследию России требует воспитания, ориентированного на традиционные для России ценности: воспитания духа любви к России, стремление служить Родине. С помощью современных информационных и педагогических технологий школьникам должна быть предоставлена возможность ощутить себя частью единства исторической России. Образ Родины постепенно отпечатывается в душе каждого человека с момента его рождения, углубляясь на протяжении всей жизни. Образ многогранный и емкий, с которым каждый из нас неразлучен. Каждое новое поколение обогащает образ Родины новым содержанием. Люди, которые не любят историю своей страны и не берегут памятники прошлого, не могут гордиться славными традициями нашего народа. Обращение к прошлому России - не отказ от нового, это новое понимание старого. Память о прошлом - не только средство познания исторического опыта, но и источник движения вперед. Она цементирует связь поколений, является могучим средством гражданского воспитания. Память эта многолика. Она предстает в облике старых и новых городов, в архитектурных комплексах и отдельных зданиях, в произведениях живописи, скульптуры, в книгах и предметах быта и так далее. Формирование уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России возможно через такие факторы как изучение краеведения, культуры и традиции, фольклор, литературу, историю, а так же большое влияние на формирование личности имеет семья. Чувство любви к Родине начинает формироваться у школьника в раннем детстве, под влиянием семьи, всей окружающей обстановки. Родители воздействуют на своих детей не только словом. Они воспитывают патриотические чувства личным примером служения Родине, своим трудом, общественной активностью, заинтересованностью в благе народа.
2 этап работы педсовета. Как это направление реализуется в нашей школе на уроках и во внеурочное время расскажут мои коллеги – учитель истории Синюк Е.М., руководитель кружка «Моя родина - Крым» Мамадиева Т.З. и руководитель школьного музея Герасимчук М.М..
3 этап работы педсовета Работа по группам. Составление структуры проекта, направленного на объединение учеников, учителей, родителей и всех жителей села Уваровка в рамках осуществления деятельности, направленной на сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию разных народов, населяющих Крым.
Раздаточный материал: таблица структуры проекта и примерный проект для образца.
© 2015, Юсупова Нурхон Аблязовна 3624