СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Класс Насекомые

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Класс Насекомые

Цель:

1. Образовательная.

1) Расширить знания о типе Членистоногих, показать особенности организации Насекомых, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания;

2) Продолжить формирование умений узнавать изученных животных на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой, выявлять черты приспособленности к среде обитания.

3) Изучить особенности внешнего строения насекомых.

4) Сформировать у детей такие понятия как грызущий, сосущий, колюще-сосущий и лижущий тип ротового аппарата, имаго.

5) Изучить особенности внутреннего строения насекомых

2. Воспитательная.

1) Воспитать у учащихся бережное отношение к природе, живым существам;

2) Сформировать у учащихся мировоззрение, научное видение органического мира;

3) Воспитать у учащихся отношение к компьютеру как к одному из технических средств обучения.

3. Развивающая

1) Развить у учащихся память, мышление и внимание.

2) Развить у учащихся способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.

3) Развить у учащихся социальную компетентность: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Оборудование: учительский компьютер, ученические рабочие места с ПК, мультимедийный проектор, интерактивная маркерная доска с копи-устройством Virtual Ink Mimio Xi и работа в программе mimio Studio.

Методы:

1. Наглядные

2. Словесные (беседа с учащимися, рассказ учителя).

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

II. Актуализация знаний.

Защита творческих работ. Одна группа учащихся готовила презентацию по теме «Внешнее и внутреннее строение Паукообразных». Вторая группа учеников работала над буклетом по теме «Занимательно о пауках».

III. Объяснение нового материала.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем рассматривать Тип Членистоногие и сейчас нам предстоит начать изучить класс Насекомые. Запишите тему урока. При этом учитель пользуется презентацией, созданной в программе mimio Studio. Слайд 1. У многих пользователей могут возникнуть сложности с открытием презентации, так как для этого нужно использовать программу Mimio, которая не у всех может быть. Поэтому среди материалов к уроку размещена презентация, созданная в программе Microsoft Power Point, но в этом случае, конечно, будет утерян элемент интерактивности, и дети уже не смогут собрать кузнечика их отдельных частей и соотнести их с названиями.

Сегодня перед нами стоят следующие цели: Слайд 2.

- Изучить особенности внешнего строения насекомых

- Изучить особенности внутреннего строения насекомых.

Сначала речь пойдёт о внешнем строении насекомого. Слайд 3.

С помощью слайдов 4 и 5 учитель объясняет учащимся внешнее строение тела насекомого на примере кузнечика. Затем учитель даёт задание одному ученику собрать тело насекомого из разрозненных частей, расположенных на слайде 6. Другой ученик подписывает части тела кузнечика на слайде 7. Дети работают на интерактивной доске.

Затем учащимся предлагается изучить типы ротовых аппаратов насекомых. Слайд 8. Для этого учитель демонстрирует материал, расположенный на слайдах 9-12.

На этапе изучения внешнего строения насекомого учитель просит учеников пересесть со своих рабочих мест за компьютеры. Им предстоит самостоятельная работа с электронным учебником по изучаемой теме. Данное электронное приложение, созданное учителем к уроку, имеет вид сайта, на котором расположена информация как текстового, так и иллюстративного характера. Электронный учебник размещён на сайте нашей школы по адресу http://dubrovka.sharlikroo.ru/el_uch/index.html.html. Учащиеся, работая с электронным учебником, должны выбрать нужную информацию и выписать в тетрадь. Учитель при этом выполняет роль консультанта. Учащиеся могут работать как индивидуально, так и в группах.

Ученики могут не успеть изучить весь электронный учебник. Ведь разные классы и работают по-разному, с различной скоростью. Но, в любом случае, учитель должен вовремя остановить работу детей, для того чтобы осталось время для этапа закрепления изученного, рефлексии деятельности на уроке и домашнего задания.

В конце урока делается вывод о работе учащихся, выставляются оценки.

IV. Закрепление. Рефлексия учебной деятельности

На этом этапе учитель раздаёт каждому ученику карточку с десятью тестами с выбором одного правильного ответа. Ребята выполняют тесты. После завершения работы они могут проверить себя сами, использую следующий алгоритм: оценка «3» - 5-6 верных ответов, «4» - 7-8, и оценка «5» - 9-10.

В конце урока учащиеся вместе с учителем подводят итоги урока. Ученики оценивают свою деятельность во время занятия сами.

V. Домашнее задание: стр. 158-165, творческое задание составить кроссворд по теме «Внешнее и внутреннее строение насекомых».

Электронный учебник (ссылка для скачивания, начните работу с электронным учебником с открытия файла index.html)

Презентация.ppt (для тех пользователей, у которых нет программы mimio Studio)

Презентация.ink (приложение откроется только при наличии программы mimio Studio)

Тесты для закрепления

Методические рекомендации к разработке урока биологии в 7 классе по теме «Класс Насекомые» по учебнику Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений / Захаров В.Б., Сонин Н.И. – М.: Дрофа, 2009.

Программа для основной общеобразовательной школы. Вариант 1. Биология. 5-9 классы. Авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, А.А. Плешаков, В.И. Сивоглазов.

Урок «Класс Насекомые» является текущим в разделе «Царство Животные». Поэтому в нём соблюдены все этапы обычного классического урока. Урок построен с использованием приёмов информационно-коммуникационной технологии, а также лекции, беседы, поиска информации и учительской проектной деятельности.

На этапе мотивации к учебной деятельности важно спрогнозировать цели урока, чтобы дети знали к чему им стремиться на данном уроке.

Чтобы проверить, как учащиеся усвоили предыдущий учебный материал о классе Паукообразные, на уроке были использованы творческие работы учащихся (презентация по теме «Внешнее и внутреннее строение Паукообразных и буклет по теме «Занимательно о пауках»). Подготовка творческих работ была домашним заданием, а на этапе актуализации знаний учащиеся защищали свои проекты. Работа велась в группах. При этом развиваются коммуникативные универсальные учебные действия, а именно:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

На этапе объяснения нового материала рекомендуем использовать различные методы подачи информации. Словесные, то есть рассказ учителя о внешнем строении насекомых; наглядные (в презентации к уроку используются схема внешнего строения насекомого, фотографии насекомых с различными типами ротовых аппаратов), поиск информации при работе с электронным приложением к уроку.

Урок разработан с использованием электронного приложения, которое представляет собой сайт, созданный учителем в программе Microsoft Office FrontPage. Учащимся предлагается начать работу с ним с открытия файла index.html.

Изучая такой электронный учебник, ученик сам для себя выстраивает образовательный маршрут, учится работать с текстом, выбирая необходимое из всего предложенного массива информации. При этом педагог исполняет роль консультанта, а обучаемые, сидя за компьютером, индивидуально работают с учебным содержанием сайта. Думаю, что электронное приложение к уроку в виде сайта поможет педагогу разнообразить работу детей на учебных занятиях. Такие медиаматериалы, созданные в программе Microsoft Office FrontPage, имеют некоторые преимущества перед презентациями. Несомненно, оба вида электронных приложений несут определённую информативную и иллюстративную нагрузку. Но сайт при самостоятельной работе способен научить ученика пользоваться информацией. Этот вид деятельности помогает развить у обучающихся информационную и коммуникативную компетентность. При этом у учащихся развиваются общеучебные универсальным действия такие как:

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- структурирование знаний;

Кроме того, сайт имеет более простую и удобную систему навигации. И ученик получает возможность приобрести навыки поиска необходимой информации на сайте. В дальнейшем это облегчает задачу поиска в сети Интернет. Думаю, что это особенно важно для работы с учащимися 5-7-ых классов. Такая наглядность не только иллюстрирует, но и «работает» вместе с учителем, помогая ученикам в усвоении учебного материала.

Ученики могут не успеть изучить весь электронный учебник. Ведь разные классы и работают по-разному, с различной скоростью. Но, в любом случае, учитель должен вовремя остановить работу детей, для того чтобы осталось время для этапа закрепления изученного, рефлексии деятельности на уроке и домашнего задания.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается выучить теоретический материал и выполнить творческое домашнее задания в виде составления кроссворда. Здесь перед учениками раскрывается возможность поработать на компьютере, проявить свою творческую активность.

Тема «Класс Насекомые» слишком объёмна, чтобы её можно было изучить в течение одного урока. Поэтому в календарно-тематическом планировании на изучение этого материала отводится 3 часа. На первом уроке изучается внешнее и внутреннее строение насекомых, на втором – многообразие и значение, и на третьем – обобщение по этой теме в виде самостоятельной работы, тестирования, урока-игры и т. д. В данном конспекте представлен первый урок по этой теме. Поэтому переход к уроку о многообразии и значении насекомых получается довольно плавным и логичным. Тем более, что на втором уроке имеет место проверка знаний учащихся по внешнему и внутреннему строению насекомых на этапе актуализации знаний.

У многих пользователей могут возникнуть сложности с открытием презентации, так как для этого нужно использовать программу mimio Studio, которая не у всех может быть. Поэтому среди материалов к уроку размещена презентация, созданная в программе Microsoft Power Point, но в этом случае, конечно, будет утерян элемент интерактивности, и дети уже не смогут собрать кузнечика их отдельных частей и соотнести их с названиями.

Тема урока Подцарство Настоящие бактерии.

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

Устные ответы:

1. Рассказ о Дарвине, его эволюционное учение.

2. Систематика.

Письменные ответы:

Кроссворд.

Один учащийся комментирует (уровни организации живого).

III. Изучение нового материала.

Объяснение учителя.

Бактерия (от греч. «бактерион» - палочка).

Микробиология – это наука, изучающая особенности строения и жизнедеятельность микроорганизмов.

Бактериология – наука, изучающая бактерий.

Подцарство Настоящие бактерии.

1. Внешне строение.

1) Кокки.

2) Диплококки.

3) Стрептококки.

4) Сарцины.

5) Стафилококки.

6) Бациллы (палочки).

7) Вибрионы.

8) Спириллы.

2. Движение (реактивный способ движения, выбрасывая слизь, и с помощью жгутиков).

3. Размножение (делением надвое (прикрепление хромосомы к мембране, удвоение хромосомы, удлинение клетки, образование поперечной перетяжки), спорообразование с помощью спор – клеток, покрытых толстой оболочкой).

4. Внутреннее строение (нет ядра, вместо него наследственный материал; жгутики для передвижения; оболочка: капсула из слизи имеет выросты - пили, клеточная стенка содержит муреин – вещество, состоящее из белков и углеводов, цитоплазматическая мембрана; рибосомы – синтез белков).

5. Питание.

1) Гетеротрофы (от греческого «гетеро» - разнородный, «трофос» - питаю) – питаются готовыми органическими веществами.

2) Автотрофы (от греческого «авто» - сам, «трофос» - питаю) – сами для себя производят органические вещества.

а) фотосинтез – образование органических веществ за счёт энергии света.

- Что такое фотосинтез?

б) хемосинтез – образование органических веществ за счёт энергии, выделяющейся при разрушении веществ, при окислении минеральных веществ.

6. Отношение к кислороду.

1) Аэробные (дышат кислородом).

2) Анаэробные (живут в бескислородной среде).

7. Роль бактерий. Положительная: бактерии являются разрушителями - редуцентами в биогеоценозах (санитары планеты), симбиоз - сожительство: клубеньковые бактерии и растения семейства Бобовых (Что такое симбиоз?), бродильные бактерии в производстве кисломолочной продукции, борьба с вредителями сельского хозяйства, производство инсулина, ферментов, лекарств. Отрицательная: патогенные бактерии (от греч. «патос» - болезнь, «генезис» - происхождение. заболевания: туберкулёз (палочка Коха), холера, чума, сальмонеллёз), образование плесени на продуктах.

IV. Закрепление: зад. 5 стр. 4 (в рабочей тетради).

V. Домашнее задание: стр.12-14.

Дидактические материалы к уроку

Электронное приложение к уроку

Категория: Биология
29.02.2016 17:16


Рекомендуем курсы ПК и ПП