СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Кузбасс – наш край.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Кузбасс – наш край.

Цель урока: воспитание патриотизма, любви и уважения к истории и чтению, а также традициям нашей Родины, родному краю.

Задачи: Коррекционно-образовательная: активизация познавательной активности обучающихся;

Коррекционно-развивающая: расширение кругозора, развитие творческого потенциала детей; развитие умения публичного выступления;

Коррекционно-воспитательная: воспитание гражданина, привитие любви к своему краю;

Оборудование: компьютер, фотографии, сетка кроссворда формата А2.

Ход урока:

Организационный момент:

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о нашем крае, а именно о Кузбассе. Попробуем разгадать интересный кроссворд и поучаствуем в занимательной викторине. Самый эрудированный получит грамоту.

Учитель: Наша с вами малая родина носит несколько названий: Кемеровская область, Кузнецкий каменноугольный бассейн, Кузбасский регион, Земля Кузнецкая…

Мы здесь родились, живем, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить ее никем нельзя. Она дается один раз и навсегда.

(2 ученика читаю вслух стихотворения о Кузбассе)

Дети читают вслух.

1.Если в карту Сибири всмотреться,

На ней обозначены контуры сердца.

И бьется оно

И отчизна внимает

Рабочему ритму

Кузнецкого края.

И в будни эпохи

И в каждом из нас

Пульсирует гордое имя -

Кузбасс.

2.Богата родная Россия,

Но прямо скажу без прикрас,

Что края любого красивей

Наш юный, могучий Кузбасс

Люблю его твёрдую поступь,

Дыханье заводов и шахт,

Огней яркозвёздную россыпь

В его молодых городах.

Учитель: Сегодня мы с вами выясним, кто из вас лучше всех знает о Кузбассе, о Кемеровской области, кто из вас станет лучшим знатоком своего края?

Условия викторины очень просты:

Все вы до одного - участники этой викторины. Я зачитываю вопросы и три варианта ответов. Каждый из вас решает самостоятельно правильность ответа. Сегодня победит самый эрудированный в этой области знаний. За каждый правильный ответ получаете жетон. (Наберёт большее число жетонов)

Учитель по очереди зачитывает вопросы викторины

Вопросы викторины:

1. Коренные жители нашей области?

а) телеуты, шорцы; + б) эвенки, манси; в) печенеги, половцы

2. В каком году была образована Кемеровская область в современных границах?

а) 1942 б) 1943 + в) 1936

3. Кем был обнаружен каменный уголь в районе нынешнего г. Кемерово?

а) Михайло Волков + б) Алексей Медведев в) Михаило Ломоносов 4.Как раньше назывался г. Кемерово?

а) Дроздовск б) Щегловск + в) Дзержинск

5.Листья какого дерева изображены на гербе Кемеровской области?

а) дуб + б) осина в) кедр

  1. Как переводится Кузнецкий Алатау?

а) Черная голова б) Пестрая гора + в) Синий туман

7.К бассейну какой реки относятся наши реки?

а) Иртыш б) Амур в) Обь +

8.Самое распространенное дерево в нашей области?

а) береза б) осина + в) кедр

9. Какие два цвета есть на флаге Кемеровской области?

а) красный и синий + б) красный и зеленый в) белый и синий

10. Где была открыта первая золотая россыпь?

а) Кузнецкий Алатау? + б) Салаирский кряж в) Кузнецкая котловина

11. Какую площадь занимает Кузбасс?

а) 100 тысяч кв. км. б) 120 тысяч кв. км. в) 95,5 тысяч кв.км. +

12. Минеральная вода нашей области?

а) «Борисовская» + б) « Карачинская» в) « Дупленская»

13.Какая из этих рек не протекает по территории нашей области?

а) Кия б) Тяжин в) Ока +

14. С какой из этих областей наша область не граничит?

а) Алтайский край б) Томская область в) Омская область +

15. Самый крупный город Кемеровской области?

а) Кемерово б) Новокузнецк + в) Междуреченск

16. Самый северный город области, где сохранились памятники древней архитектуры?

а) г. Мариинск + б) Осинники в) Гурьевск

17. Как называется Государственный историко-мемориальный ландшафтный музей - заповедник?

а) Томская живопись, б) Томская писаница + в) Томская писанина

18.Самая крупная птица наших лесов, гнездится около речек и болот?

а) Пингвин б) Беркут в) Глухарь +

19.Хвойное дерево, у которого самое длинное детство?

а) пихта (50-70лет) + б) кедр в) лиственница

20.Родина летчика-космонавта, Героя Советского Союза А.А. Леонова?

а) Киселевск б) Новокузнецк в) тисульский район +

21. О каком дереве говорит писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк: «Будто боярин в дорогой шубе»:

а) Липа; б) Кедр +; в) Береза.

22. Зверек колючий и смелый, нападает даже на змей.

а) Еж+; б) дикообраз; в) ехидна.

23. Какое животное является отличным лесорубом?

а)Бобер+,б) выдра, в)ондатра

24. Какое животное называют «сохатый»?

а)Лось, б) олень, в)зубр

25. Какую рыбу называют речным волком?

а)Щука, б)карась, в) окунь

Учитель:

Молодцы, вы замечательно справились с заданием. Сейчас мы подведем итог нашей викторины. Победитель получает грамоту. Давайте немного отдохнем:

Физкультминутка. - Дружненько мы все встаем, В удивительный поход идем. Не забудем взять с собой Рюкзачок наш расписной. Мы поедем на машине, Поплывем на катерке. Мы поднимемся к вершинам Наших гор в густой тайге. Горным воздухом подышим, Плечи разом распрямим, И по пройденному маршруту Мы домой все прибежим.

Учитель: (звучит «Шахтерская песня»)

Наш край поистине богатый край. Ведь недаром кузнецкую землю облюбовали первые поселенцы. Наша земля дарит нам и железо, и золото. Но самое настоящее богатство нашего края – это неисчерпаемые залежи каменного угля. - А кто же нашел это черное сокровище, кто мне ответит? - Да, это Михайло Волков. Памятник знаменитому рудознатцу поставлен в нашем областном центре, на площади, которая носит его имя. (фото М.Волкова).

Учитель:

Кузбасс богат не только своими полезными ископаемыми, но и своей природой. Есть здесь и грациозные животные, такие, как косули, олени, кабарги. В реках и озерах водится много различной рыбы – осетры, стерляди, щуки, хариусы. А леса привлекают своими загадочными растениями. А желающим отдохнуть и подышать настоящим горным воздухом, совсем необязательно отправляться на швейцарский курорт. А просто посетить г.Междуреченск, а именно Поднебесные зубья, которые называют Сибирскими Альпами. Ведь не зря они стали одним из Семи чудес Кузбасса. - Кстати, а какие еще есть чудеса в нашей области? Реакция детей. - Правильно, это Азасская пещера и скульптура «Золотая Шория» в Таштагольском районе, Томская писаница и монумент «Память шахтерам» в г. Кемерово, Кузнецкая крепость в г. Новокузнецке – архитектурное сооружение 19 века, которое является памятником федерального значения и г. Мариинск – музей под открытым небом. ( фото 7 чудес Кузбасса)

Учитель:

Ребята - главное богатство Кузбасса, это люди.

- А кстати, сколько основных народностей населяют Кузбасс? - Правильно – восемь. Это русские, украинцы, шорцы, белорусы, немцы, татары, чуваши, телеуты. Вот сколько народностей населяют наш регион. Конечно, все мы разные, у всех у нас своя культура. Но есть такие качества, которые нас объединяют. Прежде всего, это дружба, согласие. А еще любовь к своей земле. - А кто же из этих народов является по-настоящему коренными жителями Кузбасса? - Конечно, это телеуты, шорцы и сибирские татары.

(фото на доску).

Учитель:

- А сколько городов и районов в нашей области? - Правильно 20 городов и 19 районов. Со своей историей развития, со своими достопримечательностями. - А как вы хорошо знаете свой край, мы сейчас и проверим. - Я предлагаю вам поучаствовать в разгадывании кроссворда «Мой край» (кроссворд на доске)

Вопросы к кроссворду: По горизонтали: 1. Как называют коренных жителей Кузнецкой степи? (телеуты) 2. «Кружевной город Кузбасса». (Мариинск) 7. Город металлургов. (Новокузнецк) 8. Памятник какому корнеплоду, завезенному Петром Ι в Россию, установлен в Мариинске? (картошка) 10. Город, названный, как непроходимый лес. (Тайга) 12. «Золото» Кузбасса. (уголь) 14. Какая пещера в Кузбассе считается обитателем йети (снежного человека)? (Азасская) 15. Специальность под землей. (шахтер) 16. Город, чье имя обозначает название маленького пушного зверька с ценным мехом. (Калтан) 17. Город, в котором по преданию, на месте гибели священника, образовался святой источник. (Салаир) 20. Ленинск-Кузнецкая святыня. (Троеручица) По вертикали: 2. Город с молнией на гербе. (Мыски) 3. Угольный город в прямом смысле этого слова. (Кемерово) 4. Что заложили предки-комсомольцы своим потомкам в г.Белово? (капсула) 5. Километр, означающий начало всей нашей области. (нулевой) 6. Название нашего края. (Кузбасс) 9. Город, который называют «вратами Кузбасса». (Топки) 13. Город Новокузнецк в простонародье. (Кузня) 15. «Комната» в глубинах земли. (штольня) 16. Наука, занимающаяся изучением родного края. (краеведение) 18. Река, сыгравшая роль в названии Кузбасского города. (Уса) 19. В каком городе стоит скульптура женщины, сидящей на лосе? (Таштагол)

- Молодцы, вы замечательно справились с заданием. Учитель: закончить наш урок мы хотим стихотворением наших поэтов о родном крае. (читают 2 ученика)

1.ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ

С чем сравнить любовь к Отчизне,

Как сказать о ней?

Ничего, ребята, в жизни

Нет е? сильней.

С чистотой е? сравнится

Синева оз?р,

Золотистый свет зарницы

И реб?нка взор.

Глубока она, как реки,

Горяча, как кровь.

Как заря, светла навеки

К Родине любовь.

2.Что мы Родиной зовём?

Край, в котором мы растём,

И берёзки, вдоль которых,

Взявшись за руки идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём.

Рефлексия:

Наш урок подошел к концу. Скажите узнали вы что-то новое, интересное сегодня? Понравился вам урок? У вас на столе смайлики выбирайте нужный.

В завершении урока мы хотели бы предложить вам послушать песню «Кузбасс и Россия» в исполнении ансамбля «Свободная Земля»

(звучит песня)

10.05.2016 06:53


Рекомендуем курсы ПК и ПП