СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Исторический форум
Тема выступления:
«Роль благотворительности в сохранении культурно-исторического наследия»
Девятнадцатый век стал золотым не только для русской литературы и искусства. Яркой чертой этого столетия была широчайшая благотворительность. Все знают Морозовых, Рябушинский, Бахрушиных.
История сохранила немало имен благотворителей, но имя Надежды Ивановны Саврасовой, несомненно, стоит особняком среди них, она занимает достойное место в ряду выдающихся православных женщин -благотворительниц Казанского края. Она была известна не только во многих местах обширной России, но и в Иерусалиме, Афонской горе. В последнее время ее благотворительная деятельность становится объектом научного исследования. Н. И. Саврасова родилась 21 сентября 1783 г. в г. Алатырь Симбирской губернии. Отец ее, Иван Михайлович Саврасов, происходил из симбирских дворян. Молодые годы он провел на военном поприще. После подавления Пугачевского бунта вышел в отставку и определился судьей в г. Алатырь. Имя свое Надежда получила вследствие того, что трое родившиеся до нее детей появлялись на свет мертворожденными. Мать ее, Анна Алексеевна, дала обет, если родится дочь, назвать ее Надеждой. Воспитание будущая благотворительница получила домашнее, под надзором и руководством своей матери, о которой всегда отзывалась как о самой набожной христианке и строгой ревнительнице обрядов церкви. Первым и единственным наставником Надежды Ивановны Саврасовой был духовник их дома, местный протоиерей И. И. Милонов, впоследствии о. Гурий, архимандрит Кизического Свято-Введенского мужского монастыря. Он первым посеял в ее уме здравые понятия о вере, а в сердце — добрые семена христианского благочестия. Даровитая и в высшей степени любознательная Надежда увлекалась чтением духовных книг. Любимыми ее книгами были Евангелие, Псалтырь. Овдовев, Анна Алексеевна с дочерью Надеждой переехала в родовое имение — с. Сару (ныне Ульяновская область). Имение было небольшим и приносило весьма незначительный доход, что позволяло вести скромный и уединенный образ жизни. Такое же положение ожидало и ее дочь, если бы не родной дядя по материнской линии, помещик соседнего с. Григорьево П. И. Нефедьев. Незадолго до смерти он отписал по духовному завещанию свое имение в пользу племянницы. Близ этого села находились две пристани, которые дали возможность Саврасовым выгодно сбывать зерно. Став владетельницей с. Григорьево, Н. И. Саврасова проявила себя в делах торговых. Она самостоятельно производила торговые операции по продаже хлеба. С приобретением села Григорьева и берет начало ее великая и не имеющая аналогов ни до, ни после нее, более чем полувековая благотворительная деятельность. Началось с того, что Надежда Ивановна после каждой удачной торговой операции с григорьевским хлебом стала делать значительные вклады или денежные пожертвования в свою приходскую церковь села Сары. В первой половине 20-х годов XIX столетия дела Саврасовых шли так хорошо, что надежда Ивановна приобретает во владение богатое село Кият Симбирской губернии Буинского уезда. В 1827 г. архиепископом Казанским и Свияжским был утвержден преосвященный Филарет (Амфитеатров). Слава о высокой мудрости, особенно о его даре привлекать к себе каждого своей простотой и назидательностью, быстро разнеслась по всей обширной Казанской епархии. «Я еще до знакомства моего с Владыкой Филаретом, — рассказывала Надежда Ивановна, — уже глубоко его уважала и искала случая познакомиться с ним». При своем посещении Буинска владыка, узнав, что в с. Киять проживает Надежда Ивановна с матерью, пожелал посетить его. Он осмотрел церковь, которая тогда реставрировалась, поблагодарил помещиц и крестьян за усердие. Обратившись к Надежде Ивановне, он сказал: «И сама иди, и их, — указывая при этом на теснившихся возле него крестьян, — веди с собой в царствие небесное». Надежда Ивановна Саврасова начала заниматься благотворительностью в 1830 году, после смерти матери. Ища в молитве облегчения скорби, Надежда Ивановна собиралась в Иерусалим поклониться Гробу Господню, но по совету архиепископа Филарета осталась дома, чтобы довершить задуманное покойной родительницей дело — перестройку церкви в селе Саре Симбирской губернии. Через три года обновленный храм был освящен. Ощутив благотворные последствия своего поступка, Надежда Ивановна уже не прекращала помогать нуждающимся. Особенно ее доброту испытали на себе монастыри и церкви Свияжска, часть которых к тому времени изрядно обветшала. Каменную церковь Надежда Ивановна построила и в с. Григорово, где покоился прах ее дяди П. И. Нефедьева. Почти двадцать лет, по разным, независящим от нее причинам, строилась каменная церковь в имении в с. Муратово (ныне Кайбицкий район Республики Татарстан) над прахом родителей Иоанна и Анны. В начале 1840-х гг. Надежда Саврасова переселилась на постоянное жительство в г. Свияжск. В течение почти 30 лет она по существу являлась основной благотворительницей свияжских монастырей и храмов. Своими пожертвованиями она не только поддерживала древнее благолепие свияжских святынь, но и обогащала их новыми, весьма ценными украшениями. Большие пожертвования были сделаны ей в Свияжский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, в Свияжский первоклассный Успенский монастырь. В 1843 г. она благоустроила новую раку для мощей святителя Германа, основателя и первого архимандрита обители. Невозможно перечислить все пожертвования Саврасовой, они многообразны и многочисленны. Кроме Свияжска, Саврасова делала значительные пожертвования в православные храмы других городов и сел. Она неоднократно жертвовала в Казанский Богородицкий монастырь, кафедральный Благовещенский собор, Богоявленскую церковь с. Киять (ныне Буинский район Республики Татарстан). Слава о ней, как о великой благодетельнице и благотворительнице разошлась по всей Казанской губернии и даже далее, и потянулись к ней разного рода просители: кто молил пожертвовать на храм, кто на приход, а кто просто просил помощи лично для себя. Просьбы посетителей она удовлетворяла не вдруг: вначале проверяла, насколько справедливы их просьбы и действительны их нужды. Действительно нуждающимся жертвовала щедро, следуя раз и навсегда установленному ей самой для себя правилу: давать больше, чем бы хотелось дать. Она оказывала помощь бедным и сиротам. Старожилы из бывших ее крепостных крестьян рассказывали, что их помещица не могла терпеть нищеты среди своих сельчан, а тем более — лени, пьянства и воровства. Но зато охотно и безвозмездно помогала нуждающимся, особенно в случаях неурожая, падежа скота, пожара. Однажды в одном из имений Надежды Ивановны выгорела дотла деревня, сгорел даже хлеб в гумнах. Она закупила несколько плотов строевого леса и безвозмездно раздала крестьянам, которые к началу зимы сумели обустроить деревню вновь. Один из них, житель села Муратово, так сказал о ней: «Барыня наша Надежда Ивановна хоть и много от нашей барщины нажила себе капиталу, зато нам же и отдала то, что от нас нажила, выстроив нам знатную каменную церковь, какой мы миром никогда бы не соорудили». Н. И. Саврасова имела твердый характер, никогда не отступала от данного ею слова. Природную вспыльчивость стремилась умерить сдержанностью и обходительностью; к подвластным себе была хоть и взыскательна, но справедлива; ценила людей по их внутренним качествам и умела отличать истинную привязанность от притворной. В вере была непоколебима и горячо защищала догматы и устои церкви. В делах благотворительности была весьма разборчива. Храмам жертвовала щедрой рукой, следуя своему правилу: давать больше, чем хотелось бы дать. О своих многочисленных пожертвованиях она не сохраняла каких-либо письменных свидетельств, «дабы, — по ее словам, — не расшевелить своего человеческого самолюбия: пусть владеет один Бог, мои недостойные и скудные во имя Его приношения, да они и не мои, собственно, а Божьи же, а я только немощное орудие в деснице Его, чтобы Божия воздать Богови». С осени 1869 г. Надежда Ивановна стала часто жаловаться на бессонницу и общую слабость, а 24 марта 1870 г. ее не стало. К сожалению, нет документа, свидетельствующего о месте захоронения известной свияжской благотворительницы. Но с определенной долей уверенности можно предположить, что ее похоронили в ограде Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, в благоукрашение которого она внесла заметную лепту. Подобные боголюбцы, такие как Надежда Ивановна Саврасова, достойны того, чтобы память о них и их благодеяниях сохранялась в отдаленном потомстве, как урок истинного христианского благочестия. |
© 2016, Гатина Светлана Анатольевна 677