СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1. Запишите слово, пропущенное в таблице «Уровни научного познания»
Уровни научного познания |
Характеристики |
___________________ |
Непосредственная направленность на изучение конкретного объекта познания |
теоретический |
Направленность на выявление обобщающих идей и принципов, формулирование закономерностей и законов |
2. Установите соответствие между элементами и подсистемами политической системы, которым они соответствуют.
ЭЛЕМЕНТЫ ПОДСИСТЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ
А) политическая идеология 1) институциональная
Б) политическая традиция 2) культурная
В) политическая партия 3) коммуникативная
Г) государство 4) нормативная
Д) связь между политическими
И неполитическими организациями
3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) В современной науке нет однозначного мнения о том, какие факторы влияют на достижение молодежью социальной зрелости. (Б) Фактор – причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты. (В) Ученые относят к таким факторам семью, систему образования, СМИ и массовую культуру, молодежные организации и стихийные группы. (Г) К сожалению, не все молодые люди готовы к трудностям взрослой жизни и ответственности за свои действия. (Д) Плохо, что уровень запросов и притязаний современной молодежи непомерно завышен и слабо соотносится с ее реальными возможностями.
Определите, какие положения текста имеют
4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Политическая культура включает в себя три уровня ориентации индивида, группы, общества к различным ______________ (А).
Первый уровень выражен в представлениях граждан о лидерах, элитах, институтах и ценностях, определяющих их поведение. Когда политическая система легитимна и способна эффективно реагировать на____________(Б), граждане считают себя обязанными следовать властным велениям ее институтов.
Второй уровень ориентаций составляет отношение к проводимому политическому курсу: совпадают ли ____________(В) с вашими ожиданиями и каковы ваши представления о собственной роли в политике? Ответ на вопрос, какая система управления лучше справляется с существующими проблемами и вызовами, и составляет содержание ожиданий государственной политики. При этом _________(Г) граждан в политику может быть различной – активные участники, граждане, которые пассивно подчиняются власти, люди, исключенные из политики.
Третий уровень – это отношение к ______________(Д) проводимой политики, где главным критерием оценки деятельности правительства выступают гарантии ___________(Е) и рост благосостояния населения.»
Слова в писке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Список терминов:
5. В процессе социализации формируется правосознание человека. Выберите в приведенном ниже списке элементы правосознания и запишите цифры, под которыми они указаны.
6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
Глобализация принесла огромные блага… Но у глобализации имеются и негативные аспекты. Во-первых, она предрасположена к кризисам; во-вторых, она усиливает неравенство между богатыми и бедными как внутри стран, так и между ними; в-третьих, она вызывает неправильное распределение ресурсов между частными и государственными интересами. Когда я говорю о государственных интересах, я имею в виду прежде всего эффективное государственное управление. Главной причиной нищеты и бедности во всем мире является неэффективное государственное управление. Следует подчеркнуть необходимость отделения предоставления необходимых во всем мире государственных услуг, таких как охрана окружающей среды или борьба с инфекционными заболеваниями, от потребности в политических и структурных улучшениях в отдельных странах. Тогда придется признать, что существует не три, а четыре главных недостатка, которым следует уделить внимание.
Разумеется на глобализацию нельзя взваливать вину за неэффективное государственное управление. Если уж на то пошло, глобализация заставила отдельные страны повысить эффективность государственного управления или, по крайней мере, ограничить роль государства в экономике. Но глобализация сделала мир более взаимозависимым, и неэффективное государственное управление является препятствием на пути к правильно функционирующему глобальному обществу…
Даже если необходимость устранения этих четырех недостатков будет признана, сделать это будет нелегко. Потребуются политические решения, а политика основывается на суверенитете государств. Не все государства являются демократическими, но даже демократические государства интересы их граждан волнуют больше, чем проблемы мира в целом. Не существует такой глобальной политической власти, которая могла бы навязать суверенным государствам свои правила, - и это, быть может, тоже вполне справедливо. Единственным путем внесения улучшений является взвешенное сотрудничество или добровольное соблюдение суверенными государствами международных норм. Чтобы побудить их к этому, необходимо создать для них стимулы к соблюдению таких норм и поощрять их движение в правильном направлении.
Суверенитет государств поднимает еще одну проблему, которая по своей важности превосходит все четыре остальные, - сохранение мира. В то время как рынки стали глобальными, правительства стран остались национальными. Конфликты между правительствами могут привести к войне, а война может уничтожить не только глобальные рынки, но и всю нашу цивилизацию…экономический и технический прогресс повысил не только наш созидательный потенциал, но и наш разрушительный потенциал, и сегодняшние войны могут быть как никогда прежде разрушительными.
(Д. Сорос)
1. Какие четыре главные недостатка глобализации назвал автор?
2. Какое главное препятствие на пути устранения недостатков глобализации назвал автор? Какой путь улучшений указан в тексте? Почему для осуществления улучшений необходимо сохранение мира?
3. Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о взаимозависимости современного мира.
4. используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, подтвердите тремя аргументами утверждение автора о том, что «глобализация принесла огромные блага».
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданское общество»? привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о предпосылках формирования гражданского общества, и одно предложение, раскрывающее любую из функций гражданского общества.
6. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три направления влияния государства на социализацию человека.
7. В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы страны Z? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.
8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Проблема социальной стратификации». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Ответы:
1. Запишите слово, пропущенное в таблице «Уровни научного познания»
Уровни научного познания |
Характеристики |
________эмпирический________ |
Непосредственная направленность на изучение конкретного объекта познания |
теоретический |
Направленность на выявление обобщающих идей и принципов, формулирование закономерностей и законов |
2. Установите соответствие между элементами и подсистемами политической системы, которым они соответствуют.
ЭЛЕМЕНТЫ ПОДСИСТЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ
А) политическая идеология 1) институциональная
Б) политическая традиция 2) культурная
В) политическая партия 3) коммуникативная
Г) государство 4) нормативная
Д) связь между политическими
И неполитическими организациями ответ: 24113
3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) В современной науке нет однозначного мнения о том, какие факторы влияют на достижение молодежью социальной зрелости. (Б) Фактор – причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты. (В) Ученые относят к таким факторам семью, систему образования, СМИ и массовую культуру, молодежные организации и стихийные группы. (Г) К сожалению, не все молодые люди готовы к трудностям взрослой жизни и ответственности за свои действия. (Д) Плохо, что уровень запросов и притязаний современной молодежи непомерно завышен и слабо соотносится с ее реальными возможностями.
Определите, какие положения текста имеют
1) Фактический характер; А, В
4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Политическая культура включает в себя три уровня ориентации индивида, группы, общества к различным ________5______ (А).
Первый уровень выражен в представлениях граждан о лидерах, элитах, институтах и ценностях, определяющих их поведение. Когда политическая система легитимна и способна эффективно реагировать на______1______(Б), граждане считают себя обязанными следовать властным велениям ее институтов.
Второй уровень ориентаций составляет отношение к проводимому политическому курсу: совпадают ли _____7_______(В) с вашими ожиданиями и каковы ваши представления о собственной роли в политике? Ответ на вопрос, какая система управления лучше справляется с существующими проблемами и вызовами, и составляет содержание ожиданий государственной политики. При этом _____4____(Г) граждан в политику может быть различной – активные участники, граждане, которые пассивно подчиняются власти, люди, исключенные из политики.
Третий уровень – это отношение к ________9______(Д) проводимой политики, где главным критерием оценки деятельности правительства выступают гарантии _______6____(Е) и рост благосостояния населения.»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Список терминов:
5. В процессе социализации формируется правосознание человека. Выберите в приведенном ниже списке элементы правосознания и запишите цифры, под которыми они указаны.
6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
Глобализация принесла огромные блага… Но у глобализации имеются и негативные аспекты. Во-первых, она предрасположена к кризисам; во-вторых, она усиливает неравенство между богатыми и бедными как внутри стран, так и между ними; в-третьих, она вызывает неправильное распределение ресурсов между частными и государственными интересами. Когда я говорю о государственных интересах, я имею в виду прежде всего эффективное государственное управление. Главной причиной нищеты и бедности во всем мире является неэффективное государственное управление. Следует подчеркнуть необходимость отделения предоставления необходимых во всем мире государственных услуг, таких как охрана окружающей среды или борьба с инфекционными заболеваниями, от потребности в политических и структурных улучшениях в отдельных странах. Тогда придется признать, что существует не три, а четыре главных недостатка, которым следует уделить внимание.
Разумеется на глобализацию нельзя взваливать вину за неэффективное государственное управление. Если уж на то пошло, глобализация заставила отдельные страны повысить эффективность государственного управления или, по крайней мере, ограничить роль государства в экономике. Но глобализация сделала мир более взаимозависимым, и неэффективное государственное управление является препятствием на пути к правильно функционирующему глобальному обществу…
Даже если необходимость устранения этих четырех недостатков будет признана, сделать это будет нелегко. Потребуются политические решения, а политика основывается на суверенитете государств. Не все государства являются демократическими, но даже демократические государства интересы их граждан волнуют больше, чем проблемы мира в целом. Не существует такой глобальной политической власти, которая могла бы навязать суверенным государствам свои правила, - и это, быть может, тоже вполне справедливо. Единственным путем внесения улучшений является взвешенное сотрудничество или добровольное соблюдение суверенными государствами международных норм. Чтобы побудить их к этому, необходимо создать для них стимулы к соблюдению таких норм и поощрять их движение в правильном направлении.
Суверенитет государств поднимает еще одну проблему, которая по своей важности превосходит все четыре остальные, - сохранение мира. В то время как рынки стали глобальными, правительства стран остались национальными. Конфликты между правительствами могут привести к войне, а война может уничтожить не только глобальные рынки, но и всю нашу цивилизацию…экономический и технический прогресс повысил не только наш созидательный потенциал, но и наш разрушительный потенциал, и сегодняшние войны могут быть как никогда прежде разрушительными.
(Д. Сорос)
1. Какие четыре главные недостатка глобализации назвал автор?
Ответ: 1) она предрасположена к кризисам;
2. Какое главное препятствие на пути устранения недостатков глобализации назвал автор? Какой путь улучшений указан в тексте? Почему для осуществления улучшений необходимо сохранение мира?
Ответ: 1) не существует такой глобальной политической власти, которая могла бы навязать суверенным государствам свои правила;
2) взвешенное сотрудничество или добровольное соблюдение суверенными государствами международных норм;
3) война может уничтожить не только глобальные рынки, но и всю нашу цивилизацию – сегодняшние войны могут быть как никогда прежде разрушительными.
3. Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о взаимозависимости современного мира.
Ответ: 1) вооруженные конфликты в странах Ближнего Востока и Северной Африки привели к массовой нелегальной миграции в страны Западной Европы;
2) война на Ближнем Востоке привела к существенному повышению мировых цен на нефть;
3) долговой кризис в отдельных европейских странах поставил под угрозу существование единой европейской валюты, т.е. затронул экономику всех стран еврозоны и мировую экономику.
4. используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, подтвердите тремя аргументами утверждение автора о том, что «глобализация принесла огромные блага».
Ответ: 1) глобализация повысила качество жизни миллионов людей (получивших доступ к высококачественным товарам и услугам);
2) глобализация расширила возможности получения образования и доступ людей к информации;
3) глобализация расширила возможности предпринимательства, научного и культурного творчества, развития технологий.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданское общество»? привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о предпосылках формирования гражданского общества, и одно предложение, раскрывающее любую из функций гражданского общества.
Ответ: 1) гражданское общество – система негосударственных социальных связей и отношений, выражающих разнообразные частные интересы граждан в различных сферах.
2) 1 предложение: «Одной из предпосылок формирования гражданского общества является рыночная экономическая система».
3) 2 предложение: «Гражданское общество призвано защищать частные интересы людей».
6. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три направления влияния государства на социализацию человека.
Ответ: 1) защита прав и свобод личности (например, государство присоединилось к конвенции о правах ребёнка);
2) создание и регулирование системы образования (например, в рамках государственной программы школы были оснащены современной техникой и учебными пособиями);
3) осуществление гражданского образования и воспитания (например, во всех школах были введены уроки по изучению конституции государства);
4) установление правовых рамок функционирования различных институтов социализации (например, государство ввело ограничения на демонстрацию по телевидению фильмов, содержащих откровенные сцены, сцены насилия и т.д.).
7. В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы страны Z? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.
Ответ: 1) Как решаются основные вопросы экономики?
2) Какие формы собственности являются преобладающими? Равноправны ли они?
3) Какова роль государства в экономической жизни страны?
© 2018, Мурашова Ксения Сергеевна 20296