СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестовые формы контроля

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие педагогического теста

Каким содержанием наполнено понятие «педагогический тест»? Какие классификации педагогических тестов существуют, и какие критерии приме­няются для оценки качества педагогических тестов? В чем преимущество тестовых форм контроля в процессе обучения? Что понимается под термином «тестовое задание», и какие правила необходимо соблюдать при составлении тестовых заданий? Как составить и провести итоговое тестирование учащих­ся? Ответы на эти вопросы, а также конкретные образцы тестовых заданий представлены в данном разделе.

Тест - стандартизированное задание, по результатам выполне­ния, которых судят о психофизиологических и личностных характери­стиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого. В переводе с английского тест означает пробу, испытание.

В процессе преподавания музыкального искусства в школе тест является педагогическим инструментом в руках учителя, позволяю­щим осуществлять педагогические измерения в сфере преподаваемого предмета. Тест как средство педагогического измерения дает учителю возможность осуществлять опосредованное управление деятельно­стью учащихся в образовательном процессе. Тесты используют как средство проверки, контроля и оценки.

Педагогический тест - это система заданий специфиче­ской формы, позволяющая измерить уровень обученности учащихся, совокупность их представлений, знаний, умений и навыков в той или иной области содержания.

Педагогический тест рассматривается как система, как упорядо­ченное множество тестовых заданий. Задания - это те элементы, «кирпичики» из которых составляется педагогический тест. Педагоги­ческий тест, как правило, не требует большого количества учебного времени на его проверку. В массовой практике являются одним из действенных средств педагогического измерения.

Основные задачи использования тестов в преподавании музыкального искусства в школе направлены на:

  • определение объема и качества освоения содержания про­граммного материала;
  • проверку и контроль уровня освоения основных видов дея­тельности учащихся (музыкальной, учебной, исследовательской);
  • проверку и оценку качества развития психофизиологических свойств ребенка, необходимых для занятий музыкальной деятельностью;
  • оценку педагогической деятельности учителя музыки.

В связи с этим удобно выделить три класса тестов в препода­вании музыкального искусства в школе:

  • Тесты на освоение содержания музыкального искусства - по­зволяют установить качество знаний, умений и навыков.
  • Тесты, позволяющие оценить уровень средств и способов дея­тельности учащихся, направленных на освоение содержания музыкаль­ного искусства. В результате оценки выполненных тестов педагог мо­жет дифференцировать степень освоения музыкальной деятельности по уровням: репродуктивно-подражательный, репродуктивно воссоздаю­щий, продуктивно-производительный, продуктивно-творческий.
  • Тесты, связанные с определением качества развития психофи­зиологических свойств ребенка (способности, мышление, воображе­ние, воля), личностных качеств (музыкальная культура, духовная культура, певческая культура и т.д.).

Тесты, отнесенные к 3-му классу, и методика их использования разработана Л. В. Школяр «Диагностика музыкальной культуры». В данном пособии представлены тесты 1-го и 2-го класса.

Классификация педагогических тестов

Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что существует несколько подходов к этой проблеме.

Во-первых, педагогические тесты классифицируются по методо­логии интерпретации результатов тестирования и на этом основании выделяются нормативно-ориентированные и критериально-ориенти­рованные тесты.

Во-вторых, педагогические тесты подразделяются на гомоген­ные, основанные на содержании одной предметной дисциплины, и гетерогенные, т.е. междисциплинарные.

В-третьих, педагогические тесты в системе общего образова­ния (00) подразделяются на виды: вступительные, текущие, на тесты промежуточной и итоговой аттестации.

В-четвертых, по форме предъявления педагогические тесты различаются на: «бумажные» (бланковые), когда испытуемому пре­доставляется распечатка теста на бумаге, «звуковые», когда тестовые задания предъявляются в звуковой форме и компьютерные, когда учащийся должен отвечать на задания, работая на компьютере.

Рассмотрим специфик каждого из подходов.

Нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные тесты. Нормативно-ориенпгрованный педагогический тест позволяет сравнивать учебные достиже­ния (уровень подготовки, уровень предметных и общеучебных знаний и умений) отдельных испытуемых друг с другом. Критериально- ориентированный педагогический тест позволяет оценивать, в какой степени испытуемые овладели не­обходимым учебным материалом.

Нормативно-ориентированные педагогические тесты использу­ются для того, чтобы получить надежные и нормально распределен­ные баллы для сравнения тестируемых.

Критериально-ориентированные педагогические тесты приме­няются для того, чтобы интерпретировать результаты тестирования в соответствии уровнем обученности испытуемых на хорошо опреде­ленной области содержания.

Чаще всего в процессе преподавания педагоги используют кри­териально-ориентированные тесты для текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Эти тесты позволяют правильно опре­делить качество освоения тех или иных учебных программ. Тесты это­го типа позволяют проводить мониторинг успеваемости учащихся, вовремя определять недостатки в процессе обучения. В практике пре­подавания учебных дисциплин результаты критериально-ориентированных тестов используются при диагностике недостатков в обучении, а также в итоговой и промежуточной аттестации школьников.

Использование критериально-ориентированных педагогических тестов, основанных на государственных образовательных стандартах, для итоговой и промежуточной аттестации студентов является, на наш взгляд, чрезвычайно перспективным.

Гомогенные и гетерогенные педагогические тесты. Гомогенный педагогический тест основывается на содержании какой - либо од - ной дисциплины. При его разработке авторы должны четко отслежи­вать, чтобы каждое задание не выходило, по своему содержанию, за рамки данной дисциплины. Гомогенный тест может быть как норма­тивно-ориентированным, так и критериально-ориентированным, в за­висимости от цели его создания. Такой тип педагогического теста наиболее распространен в учебном процессе.

Гетерогенный педагогический тест основывается на содержании нескольких дисциплин.

Гетерогенный педагогический тест является по своему существу междисциплинарным. В большинстве случаев каждое задание гетерогенного теста включает в себя элементы содер­жания нескольких дисциплин. При его разработке авторы должны представлять себе цели его создания и быть компетентными во мно­гих дисциплинах. Естественно, гетерогенный тест гораздо более тру­ден для авторов, чем гомогенный. Одной из разновидностей гетеро­генного теста является набор гомогенных тестов, т.е. гетерогенный тест может состоять из ряда гомогенных частей (субтестов). Гетероген- ные тесты как инструмент педагогической оценки используются в спе­циализированных (хоровых, музыкально-эстетических, художественно­эстетических) классах, где присутствует несколько учебных дисциплин (сольфеджио, хоровое пение, индивидуальный инструмент, МХК). Ге­терогенные тесты могут использоваться и при аттестации учебного за­ведения, когда необходимо оценить художественное развитие учащих­ся. Эти тесты составляются на основе предметного содержания дисцип­лин, входящих в образовательную область «Искусство».

Компонентами преподавательской деятельности учителя явля­ются проверка, контроль и оценка. Контролировать, проверять и оце­нивать знания и умения у учащихся нужно в той последовательности, в какой проводится их освоение. Основными видами контроля и оцен­ки в школе являются входной, текущий, периодический (рубежный, поэтапный, промежуточный) и итоговый контроль. Классификация тестов, опирающаяся на систему контроля и оценки, в школе получи­ла наибольшее распространение. Педагогические измерения в освое­нии музыкального искусства в школе осуществляются:

  • в начале вхождения ребенка в образовательный процесс (нача­ло обучения в школе, начало учебного года, начало освоения нового раздела программы, начало освоения нового способа музыкальной деятельности и т.п.);
  • в течение образовательного процесса (в течение освоения нового музыкального материала, в течение освоения содержания какой-либо темы, в течение урока, в течение семестра (четверти) и т.п.);
  • по окончании определенного периода образовательного про­цесса (темы, раздела программы, учебного года, начальной или ос­новной школы и т.п.).

На основании этого можно выделить следующие типы тестов: входящие, текущие, промежуточные, итоговые.

Входящие (предварительные) - предназначены для предвари­тельного измерения степени готовности к освоению учебного содер­жания, являются способом адаптации к требованиям учебной дисцип­лины, при этом главная их функция связана с самооценкой. Содержа­нием тестов является «узловой» материал предшествующего этапа обучения или навыки, приобретенные в ходе повседневного взаимо­действия с миром музыки. Для ребенка данные тесты являются сред­ством актуализации имеющихся знаний, умений, необходимых для последующего освоения содержания учебного предмета. Входящее тестирование сочетается с требованиями компенсационного обучения, направленным на устранение в знаниях, умениях. Поэтому такие тес­ты уместно использовать не только в начале учебного года, но воз­можно и в середине, когда начинается освоение нового раздела, вводится новый комплекс исполнительских умений. Оценка входящих тестов позволяет педагогу выявить потребности и мотивы для освое­ния специфических видов деятельности.

Текущие - направлены на: 1) диагностирование хода дидакти­ческого процесса; 2) проверку одной из единиц содержания образова­тельного процесса (знания, умения, опыт); 3) организацию экспресс контроля осознания усвоенной информации программного содержа­ния. Данные типы тестов используются в повседневной учебной рабо­те. Этот тип тестов имеет большое значение для стимулирования у учащихся стремления к самостоятельной систематической работе на уроках, повышает интерес к учению, чувство ответственности за по­лученные результаты. Содержание этих тестов охватывает важнейшие элементы знаний, умений, освоенные учащимися в ходе урока или на протяжении 2-3 уроков.

Промежуточные - позволяют оценить качество освоения те­мы (урока «Мелодия - душа музыки», «Эта знакомые незнакомцы», раздела «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье», «Музыкальный образ» и т.д.), раздела внутри программного модуля («Русская музы­ка», «Музыка и литература» и т.д.), или в конце учебного периода (четверть, семестр, полугодие); осуществить контроль качества сформированности специально-предметных умений и навыков.

Содержание этих тестов основано на большом объеме материа­ла. Ведь речь вдет не просто о проверке усвоения отдельных элемен­тов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы. Поэтому к промежуточному педагогическому тесту предъявляются повышенные требования. Он должен обладать достаточно высокой надежностью и валидностью. Педагог может разрабатывать такие тесты самостоя­тельно, имея для этого необходимые знания и навыки. Такие тесты могут разрабатываться централизованно, например, группой учителей районного методического объединения, на курсах повышения квали­фикации или могут быть использованы готовые варианты тестов. Оценка этих тестов осуществляется на основе тех критериев, которые предусмотрены учебной программой, требованиями школы и государ­ственными образовательными стандартами.

Итоговые — предназначены для: 1) контроля и оценки степени сформированности знаний, умений, навыков по окончании учебного года, этапа обучения в школе (начальная, основная, средняя школа) и по завершению изучения учебной дисциплины; 2) оценки уровня музыкально-учебных достижений учащихся по основным компонен­там содержания музыкального образования; 3) рейтинговой оценки качества сформированности уровней музыкальной деятельности. Со­держание тестов может быть разработано на основе блоков и модулей, предлагаемых в типовых программах музыкального образования в школе. Разработкой этого типа тестов должны заниматься опытные преподаватели и методисты.

На основе оценки итоговых тестов педагог может делать выво­ды об эффективности и результативности своей педагогической дея­тельности.

«Бумажные» - педагогические тесты, предъявляемые учащимся на бумажном носителе в виде распечатки. Эти тесты наиболее распро­странены и традиционных как в нашей стране, так и за рубежом. Эти тесты наиболее распространены в практике музыкального образования. Хранение, редактирование и вариативная распечатка педагогического теста в современных условиях должна происходить с помощью специа­лизированных программных средств. Особое внимание разработчиков и пользователей педагогического теста на бумажной основе должно привлекать качество печати, отсутствие дефектов, грамотное расположение заданий. С экономической точки зрения, бумажные тесты продолжают оставаться наиболее доступными и дешевыми.

«Звуковые» - педагогические тесты характерны именно для му­зыкального образования, т.к. музыка - искусство, существующее в звуковых формах. Создание и предъявление такого теста должно осу­ществляться с помощью специализированных технических средств, поэтому особое внимание должно быть сосредоточено на качестве звукового воспроизведения: недопустимы искажения звука, необхо­димо точно выверять временные границы звучащего фрагмента. В уроке «звуковые» тесты чаще всего используются только как коллек­тивные или фронтальные формы контроля. При наличии соответст­вующих технических средств (аудиоплееры, наушники) «звуковые» тесты могут использоваться и для индивидуального контроля. Предъ­явление звуковых тестовых заданий должно сопровождаться специ­альной отметкой, например, какой-либо пиктограммой.

«Компьютерные» - педагогические тесты имеют свои особен­ности, которые необходимо учитывать при их разработке. Анализ ин­формации на экране монитора компьютера часто бывает затруднен из- за неправильной подачи материала. Хотя именно компьютеризованное тестирование имеет свои преимущества и перспективы применения в образовании. Особенная роль здесь принадлежит компьютерно - индивидуальному тестированию, когда каждому испытуемому предъ­является уникальный набор заданий. Выявление индивидуальных особенностей ребенка с помощью компьютерных тестов позволяет говорить об их актуальности для современной системы образования, в частности для степени освоения музыкальной деятельности ребенка. Компьютерные программы, используемые для проведения тестирова­ния, - это инструменты для проведения полного цикла тестирования - начиная с разработки теста и заканчивая учетом и анализом результа­тов. Возможности компьютерных средств позволяют сочетать звуко­вые и зрительные формы предъявления тестовых заданий. Компью­терные тесты должны быть адаптированы к реальному учебному про­цессу. Одно из главных требований к компьютерным тестам - много­вариантность. Многовариантность должна быть двух типов: во- первых, по данным заданий, во-вторых, по порядку их предъявления. Реализация этого требования снимает сразу две организационные проблемы: списывание и запоминание ответов.

Критерии качества педагогических тестов

В теории тестирования выделяется два основных требования ка­чества тестов: валидность и надежность.

Понятие валидности в буквальном смысле оз­начает соответствие. Критерий валидности позволяет определить меру пригодности тестовых результатов для конкретной цели. Примени­тельно к теории тестирования - это соответствие формы и содержания теста тому, что он должен оценивать или измерять по замыслу его создателей. Например, с помощью теста проверяется, как учащийся запомнил и смог воспроизвести факты, понятия, термины, фамилии авторов и т.д., умеет выстраивать логическую цепочку действий, ус­танавливать соответствие между различными видами искусства по какому -либо критерию и т.д.

Валидность зависит от качества заданий, их числа, от сте­пени полноты и глубины охвата содержания учебного материала в за­даниях теста, от баланса и распределения заданий по трудности, от метода отбора заданий в тест из общего банка заданий, от интерпрета­ции тестовых результатов, от организации сбора данных, от уровня подготовленности учащихся к тестированию.

Задания педагогического теста должны соответствовать целям тестирования, содержанию проверяемого материала. Учите ль должен быть уверен в том, что учащийся знает материал в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Надежность теста - это необходимое условие его валидно­сти, т.е. такие качества теста, которые обеспечивают достаточно вы­сокую точность оценки измеряемых знаний и достоверность результа­тов, получаемых при тестировании.

Надежность в большей степени определяется условиями прове­дения тестирования. Надежность теста может быть определена мето­дом повторного тестирования, при этом условия повторного тестиро­вания должны быть сходны с первоначальными. Если результаты тес­тирования в обоих случаях будут близки и степень их корреляции бу­дет незначительной, то такое тестовое задание считается надежным. То есть критерий надежности необходимо рассматривать не как ха­рактеристику теста, а как результат тестирования в определенных ус­ловиях.

Наряду с общедидактическими критериями, необходимо учиты­вать и методические особенности учебного предмета при определении качества тестов. Специфические характеристики предмета «музыка» в школе проявляются в двух аспектах. С одной стороны, музыка являет­ся учебной дисциплиной образовательного процесса, с другой - ис­кусством. Поэтому в числе методических особенностей, определяю­щих критерии качества педагогических тестов для уроков музыки, можно выделить следующие:

  • «музыка», как и любая другая учебная дисциплина, имеет об­разовательную цель, содержание и средства достижения цели. Отсюда цель теста должна соотноситься с целями и задачами процесса музы­кального образования в школе, а содержание тестов с содержанием программного материала;
  • «строительным материалом» музыкального искусства является звук. Звук является и источником информации, и способом ее предъ­явления. Поэтому в тестах необходимо использовать реальное звуча­ние музыкального произведения. Для ребенка в своей оценке музы­кального произведения очень сложно найти адекватные характеристи­ки, раскрывающие специфику звука, его содержание. Музыкальное искусство абстрактно как в своем предъявлении, так и в восприятии. Созданные условия, при которых происходит контакт со звуковым материалом произведения, определяет адекватность его восприятия и вербальной интерпретации. Поэтому для проверки могут использо­ваться и немузыкальные средства (живописные полотна, литератур­ные тексты, графические изображения), которые через специфику своих средств позволяют выразить характерные особенности звуково­го материала произведения. Поэтому критерием качества, должно стать соответствие выбираемого материала для тестов по конкретным признакам, свойствам, качествам, законам. Например, это может быть стиль, язык, жизненные явления;
  • символическим выражением музыкального текста является нота. Поэтому нотные тексты могут стать действенным инструментом в руках ребенка для предъявления своего понимания музыкальной ткани;

в освоении музыкального искусства на уроках используются коллективные формы (хоровое пение, игра в оркестре, совместное слушание), где акцент в большей степени делается на способы дейст­вий. Организуя такие формы работы, учитель должен точно опреде­лять педагогическую задачу. Так может произойти ситуация, когда, исполняя вокальное произведение, дета не акцентируют свое внима­ние не на форме, ни на ступенях музыкального лада. А в тестировании этот материал используется для проверки именно данных свойств. Для этого учитель должен акцентировать внимание как на способах дея­тельности, так и на содержании музыкального текста;

  • на уроках музыки дети осваивают особый вид деятельности музыкальную, которая представляет синкретическое единство четы­рех основных видов человеческой деятельности: общение, познание, оценка, преобразование. Музыкальная деятельность направлена на взаимодействие ребенка с музыкальным искусством. Различная сте­пень взаимодействия обусловлена разными уровнями освоения этой деятельности. Поэтому критерием качества педагогических тестов должно стать соответствие специфике и уровням музыкальной дея­тельности школьников.

Общие требования, предъявляемые к педагогическим тестам

Они должны быть:

1. Относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени для выполнения тестовых заданий.

2. Однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестовых заданий.

3. Правильными, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов.

4. Относительно краткими, требующими сжатых ответов.

5. Информационными, т.е. такими, которые обеспечивают воз­можность соотнесения количественной оценки за выполнение теста, с порядковой или даже интервальной шкалой измерений.

6. Удобными, т.е. пригодными для практического использова­ния всеми учащимися.

7. Проверяемыми, т.е. соответствовать проектируемым целям обучения.

8. Надежными, т.е. показывать устойчивые результаты в сход­ных условиях.

9. Валидными, т.е. ценными, имеющими значение для процесса обучения.

10. Объективными, т.е. демонстрирующими в результате изме­рения именно то, что предусмотрено целью контроля.

Категория: Музыка
26.02.2017 20:43


Рекомендуем курсы ПК и ПП